Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект)" направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников.
Увеличение объема кредитования населения Российской Федерации и рост объема просроченной задолженности по кредитам обусловили необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина.
В настоящее время выполнение задачи обеспечения развития рынка кредитования населения значительным образом осложнено негативными ожиданиями потребителей. В результате исполнительного производства гражданин-должник остается с минимумом имущества, что отнюдь не стимулирует деловую активность населения, а наоборот снижает покупательскую способность.
C другой стороны, действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать по долгам гражданина-должника. Единственная возможность для банка взыскать долги с неплатежеспособного заемщика - это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием. При этом кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине отсутствия у них информации об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, не имеют возможности удовлетворить свои требования. Это увеличивает издержки кредиторов в связи с необходимостью постоянного мониторинга за финансовым состоянием должника, стимулирует кредиторов, в том числе кредитные организации, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов, что также увеличивает расходы на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку. Наконец, если имущества гражданина недостаточно, банку выгоднее не забирать у должника последнее имущество, фиксируя в отчетности дефолт по выданному кредиту, а помочь должнику сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
В связи с этим на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление возможности реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника.
Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института "потребительского банкротства" благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество.
В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности). При этом статьей 23.1 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
Данный законопроект направлен на устранение вышеуказанного пробела в нормативно-правовом регулировании и предусматривает:
- возможность проведения реструктуризации долгов, в ходе которой утверждается план реструктуризации либо должник признается банкротом (в случае непредставления в арбитражный суд плана реструктуризации долгов или его отмены, а также если в утверждении такого плана отказано);
- возможность заключения мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;
- обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, без опубликования в газете;
- проведение реструктуризации долгов самим должником, либо арбитражным управляющим по инициативе должника или кредиторов (в данном случае вознаграждение арбитражного управляющего, расходы на привлечение лиц, обеспечивающих его деятельность, осуществляются за счет средств должника, или кредиторов).
Принятие законопроекта позволит должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов полученных в будущем распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность; снизить риски и расходы кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов, а также сократить расходы на администрирование банкротства гражданина.
В частности, законопроект предусматривает право подачи должником заявления в арбитражный суд в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей и обязанность подачи такого заявления, в случае если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.
Законопроект предусматривает возможность для кредиторов при неплатежеспособности должника подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом) с особенностями, вытекающими из существа правоотношений кредиторов с должником - физическим лицом.
Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей (ранее - десять тысяч рублей) и указанные требования не исполнены им в течение трех месяцев.
По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина реструктуризацию долгов.
Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающимся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами ("мораторий на предъявление требований к должнику").
В ходе реструктуризации долгов не позднее десяти дней с даты истечения двухмесячного срока опубликования сообщения о введении реструктуризации долгов должник вправе направить финансовому управляющему (в случае его утверждения), конкурсным кредиторам и уполномоченным органам план реструктуризации долгов.
Законопроектом сформулированы две группы основных требований, с учетом которых осуществляется разработка плана реструктуризации долгов: требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану, касающиеся его содержания.
План реструктуризации долгов может быть представлен гражданином-должником, соответствующим следующим требованиям:
гражданин имеет постоянный доход на дату представления плана;
не имеет неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики и не привлекался в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;
не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов;
в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, в отношении гражданина не утверждался план реструктуризации долгов.
Указанные требования являются стандартными для законодательства многих зарубежных государств и призваны обеспечить определенные гарантии добросовестности претендента на реструктуризацию долгов для кредиторов и арбитражного суда.
Аналогичные цели преследуют и установленные законопроектом требования к содержанию и процедуре утверждения плана реструктуризации долгов. План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех кредиторов в денежной форме и согласовывается должником с большинством кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом после удовлетворения должником требований по текущим обязательствам и погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Вместе с тем законопроектом предусмотрена возможность утвердить план реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов, если его реализация позволяет полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, а также удовлетворить иные требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем они могли бы получить в результате немедленной реализации имущества должника и распределении его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
В целях защиты прав и законных интересов как должника-гражданина, так и его кредиторов законопроектом предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана.
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина ограничен пятью годами, чего в большинстве случаев достаточно для успешного завершения расчетов с кредиторами и освобождения от долгов. Установленный пятилетний срок полностью соответствует мировой практике разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью.
Законопроект не предусматривает требование о дополнительном заключении арбитражным управляющим договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.
Учитывая, что стоимость имущества граждан, как правило, не велика, а вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве гражданина существенно ниже, чем в деле о банкротстве юридического лица, наличие основного договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является достаточным.
В случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию. Если гражданин, в силу тех или иных причин, все же не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов и признает гражданина банкротом.
С целью минимизации расходов должника законопроектом устанавливается, что оценка имущества гражданина, включенного в конкурсную массу, проводится самим должником или финансовым управляющим (в случае его утверждения). Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении такой оценки с привлечением оценщика и оплатой расходов на ее проведение за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения. При этом имущество (часть имущества) гражданина подлежит реализации на торгах, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или решением арбитражного суда.
Для защиты стабильности банковской системы и экономического оборота в целом законопроектом предусматривается ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов. Данные ограничения касаются прежде всего возможности повторной подачи заявления о признании себя банкротом и реструктуризации новых долгов (установлен пятилетний "период ожидания" между предыдущей и последующей процедурами банкротства), а также получения новых кредитов в банках без указания на факт признания гражданина банкротом.
В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника, законопроект также предусматривает определенные негативные последствия для должника, привлеченного к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения им совершены в данном деле о банкротстве, а также если гражданин не предоставлял необходимую информацию или предоставлял недостоверную информацию арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. В данном случае гражданин не освобождается от обязательств.
Реализация мер, предлагаемых законопроектом, будет стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам реструктуризации задолженности. Принятие законопроекта позволит законодательству Российской Федерации о банкротстве соответствовать рыночным реалиям.
Положения законопроекта в полной мере распространяются на должников-граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Особенности рассмотрения дела о банкротстве заключаются в том, что основанием для возникновения обязанности должника - индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, помимо общих оснований для гражданина-должника, является также ситуация, когда обращение взыскания на его имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Кроме того, последствиями признания должника - индивидуального предпринимателя банкротом являются утрата силы его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных ему лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
Расчет потребности бюджетных расходов на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - федеральный закон) проведен на основе аналитических материалов, представленных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и содержащих предложения по увеличению штатной численности судей, работников аппаратов арбитражных судов а также по размеру расходов на материально-техническое обеспечение их деятельности.
Согласно расчетам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предполагается, что количество заявлений о признании гражданина банкротом, поданных в течение первого года действия федерального закона, не превысит 204 тысяч, а в дальнейшем, с учетом нормализации экономической ситуации и по мере рассмотрения дел о банкротстве граждан по ранее возникшей задолженности, количество таких заявлений будет постепенно снижаться. В связи с этим реализация федерального закона потребует увеличения штатной численности судей и работников системы арбитражных судов, которое может осуществляться не единовременно, а постепенно в зависимости от года работы системы банкротства граждан.
В первый год действия федерального закона представляется целесообразным увеличить штатную численность каждого судьи, помощника судьи и секретаря судебного заседания - на 177 человек, во второй год - на 174 человека и в третий год - на 204 человека.
В течение первых трех лет его реализации увеличение штатной численности судей составит 555 человек, штатной численности помощников судей и секретарей судебного заседания - 1110 человек.
Предполагается, что реализация федерального закона при условии сокращения количества дел по искам о взыскании сумм по договору займа после первого года реализации федерального закона потребует 514, 6 млн. рублей в год, а в случае роста таких дел - 2 942,6 млн. рублей за три года и в дальнейшем - 1 472,6 млн. рублей ежегодно, а также 6 777,6 млн. рублей на строительство зданий судебных присутствий.
Расходы на строительство, приобретение помещений для размещения дополнительной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов составят 6 777,6 млн. рублей, в том числе на строительство зданий судебных присутствий, исходя из нормы 160 кв. метров общей площади на одного судью, установленной на 2007 - 2012 годы федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России". В связи с этим увеличение штатной численности судей и сотрудников аппаратов арбитражных судов на 177 единиц в первый год действия федерального закона, исходя из указанной нормы, не потребует дополнительных бюджетных ассигнований на строительство и приобретение помещений для их размещения.
Решение о дальнейшем увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов, а также осуществлении расходов на строительство и приобретение дополнительных помещений для их размещения целесообразно принимать после первого года действия федерального закона и анализа динамики количества дел по искам о взыскании сумм по договору займа.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" не потребуется принятие, изменение, приостановление и признание утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.