Заключение Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 154764-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 154764-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенного членом Совета Федерации М.Г. Кавджарадзе, а также О.М. Толкачевым, В.В. Артюховым, Э.Н. Василишиным в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации, предлагается путем дополнения части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации абзацем 2 предоставить собственникам помещений, расположенных непосредственно под или над помещениями, относящимися к объектам общего имущества в многоквартирном доме, либо имеющие с ними общую стену, преимущественное право на уменьшение размера общего имущества путем его реконструкции с последующим признанием права собственности в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. При этом решения по заявлениям этих собственников принимаются на общем собрании собственников многоквартирного дома.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству полагает, что предлагаемые изменения не согласуются с нормами гражданского и жилищного законодательства.
Так в соответствии с частью 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, включая уменьшение его размера путем реконструкции, осуществляется по соглашению всех ее участников - собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, авторы в пояснительной записке указали, что принятие данного законопроекта позволит собственнику помещения в многоквартирном доме выкупить объект общего имущества в таком доме. Данное обоснование, равно как и предлагаемые изменения вступают в противоречие с частью 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащей императивные нормы относительно невозможности выдела доли в натуре и ее отчуждения.
Следует отметить, что общее имущество в многоквартирном доме имеет неразрывную связь с жилыми и нежилыми помещениями, принадлежащими на правах собственности гражданам, юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и располагается в пределах и за пределами индивидуальных объектов недвижимости.
Таким образом, из смысла текста законопроекта следует, что все собственники помещений в многоквартирном доме имеют преимущественное право на уменьшение размера общего имущества в таком доме, а не только собственники, над или под помещением которого оно расположено.
Также законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок формирования органов управления и контроля товарищества собственников жилья и жилищного кооператива.
Согласно законопроекту в состав членов правления и ревизионной комиссии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива не могут входить лица, являющиеся в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами одной семьи, а именно: проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Авторы связывают необходимость дополнения Жилищного кодекса Российской Федерации указанными нормами с наличием существующих злоупотреблений со стороны членов правления и ревизионной комиссии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, имеющих родственные отношения.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 117, пунктом 3 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации члены правления и ревизионной комиссии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива избираются на общем собрании и могут быть переизбраны. Таким образом, отсутствуют препятствия для исключения подобных злоупотреблений непосредственно самими членами данных организаций.
Одновременно Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает, что ограничение круга лиц, входящих в состав правления и ревизионной комиссии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива приведет к ущемлению прав собственников помещений на свободное их участие в управлении товариществом собственников жилья и многоквартирным домом.
Также обращает на себя внимание несоответствие терминологии, применяемой в тексте законопроекта терминологии, принятой в Жилищном кодексе Российской Федерации. Так, в Жилищном кодексе Российской Федерации не употребляется понятие "общее собрание собственников многоквартирного дома".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 154764-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.