Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по проекту федерального закона N 14704-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается предоставить несовершеннолетнему потерпевшему, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности, право заявить на стадии судебного следствия ходатайство о направлении ему уведомления об освобождении из мест лишения свободы лица, совершившего в отношении него преступления сексуального характера, а равно о выезде такого лица за пределы исправительного учреждения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 проекта).
Полагаем необходимым отметить, что вопросы о виновности подсудимого в совершении преступления и о виде наказания, которое ему может быть назначено, разрешаются только на стадии постановления приговора (часть первая статьи 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Однако по буквальному смыслу редакции данной проектной нормы, потерпевший в своем ходатайстве на стадии судебного следствия, предопределяя решение суда, должен исходить из того, что подсудимому будет назначено наказание только в виде лишения свободы.
Между тем, за совершение ряда преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) наряду с лишением свободы предусматривает наказание в виде принудительных работ: часть вторая статьи 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", части первая и вторая статьи 134 "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста", часть первая статьи 135 "Развратные действия" УК РФ,- а также в виде обязательных работ или ограничения свободы: части первые статей 134 и 135 УК РФ.
В этой связи указанное проектное предложение нуждается в уточнении.
Следует отметить, что наказание в виде принудительных работ отбывается в исправительном центре, в пределах территории которого осужденный обязан постоянно находиться (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ); самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра является злостным нарушением порядка и условий отбывания этого вида наказания и служит основанием для замены неотбытой части принудительных работ лишением свободы (статья 60.1, пункт "в" части второй статьи 60.4, пункт "ж" части второй и часть пятая статьи 60.15 УИК РФ). В связи с этим, полагаем целесообразным обсудить вопрос о необходимости направления соответствующего уведомления несовершеннолетнему потерпевшему (об освобождении осужденного от наказания или о его выезде за пределы учреждения, исполняющего наказание) также и при отбывании осужденным наказания в виде принудительных работ. В этом случае соответствующие изменения необходимо будет внести в главу 8.1 УИК РФ.
Обращаем внимание, что при внесении изменений в одну или две статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать и изложить следующим образом:
О внесении изменений в статьи 97 и 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.