Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 645327-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Вологодской области
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 14 февраля 2012 г. N 5/2)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26 января 2012 года (протокол N 7, пункт 31) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 645327-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования лесных отношений), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ), направленных на совершенствование правового регулирования использования лесов и обеспечение удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
По мнению Комитета, общая направленность законопроекта заслуживают поддержки.
В частности, заслуживает поддержки предлагаемая законопроектом новая редакция часть 2 статьи 19 ЛК РФ, предусматривающая осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, специализированными государственными и муниципальными учреждениями в случае, если проведение указанных мероприятий не возложено на лиц, использующих леса.
Подобное правовое регулирование, предусматривающее выполнение определенного рода работ, в первую очередь, специализированными государственными и муниципальными учреждениями уже предусмотрено на сегодняшней день ЛК РФ. В частности, согласно частям 1, 2 статьи 53.8 ЛК РФ, работы по охране лесов от лесных пожаров, входящие в общий комплекс работ по охране лесов, выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, в пределах их полномочий. И только в случае, если выполнение данных работ не возложено в установленном порядке на специализированные государственные учреждения, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ.
В связи этим, распространение вышеизложенного подхода в отношении работ по охране, защите, и воспроизводству лесов представляется обоснованным в силу значимости указанных видов работ для дальнейшего использования леса, при том, что возможность осуществления указанных работ в рамках заключения государственного либо муниципального контракта сохраняется.
Вместе с тем ряд положений законопроекта требуют доработки и корректировки.
В частности, пунктом 4 законопроекта предлагается дополнить статью 33 ЛК РФ частями 1.1 и 5, предусматривающими, что заготовка елей для новогодних праздников осуществляется гражданами для собственных нужд на основании договоров купли-продажи, при этом порядок и нормативы их заготовки гражданами устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Вместе с тем введение данной нормы представляется избыточным, поскольку согласно пункту 6 статьи 82 ЛК РФ, установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд уже отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 32 ЛК РФ, к недревесным лесным ресурсам относятся, в том числе, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников. Более того, согласно части 4 статьи 33 ЛК РФ, порядок заготовки и сбора (в том числе порядок заключения договоров купли-продажи) гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичное замечание относится и к пункту 12 законопроекта.
Пунктом 10 законопроекта предусматривается исключение из ЛК РФ положения, в соответствии с которым при участии в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений единственного участника, договор с этим участником заключается по начальной цене.
Данное положение законопроекта обосновывается субъектом права законодательной инициативы складывающейся негативной практикой, когда участники аукциона, договариваясь, не выходят более одного участника на один лот аукциона с целью занижения цены аукциона.
По мнению Комитета, потенциальная возможность совершения противоправных действий не может служить основанием для отказа от заключения договора с единственным участником аукциона. Это может повлечь нарушение прав добросовестных участников аукционов, привести к формальной невозможности решения возложенных на органы власти задач.
Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с общими положениями о проведении торгов в форме конкурсов и аукционов, предусмотренными пунктами 1, 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор заключается с лицом, выигравшим торги; при этом аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Однако признание аукциона несостоявшимся является именно результатом аукциона и влечет за собой заключение договора с единственным участником аукциона. Институт заключения договора по итогам аукциона с его единственным участником является межотраслевым и предусмотрен, например Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 27 статьи 38.1), Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (часть 12 статьи 25).
При этом осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий прямо запрещено Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного вывод института заключения договора по итогам аукциона с его единственным участником из статьи 80 ЛК РФ Комитетом не поддерживается.
Поскольку изложенные в настоящем заключении замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддерживать концепцию проекта федерального закона N 645327-5 и рекомендует Государственной Думе данный законопроект в первом чтении принять.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.