Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 644916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы И.К. Чернышенко (в период исполнения полномочий)
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления оснований для продления и сокращения срока временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом дополнение абзаца четвертого пункта 1 статьи 2 Федерального закона в части раскрытия понятия "виза" представляется нецелесообразным, так как определение указанного понятия приведено в статье 25.1 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Абзацем третьим подпункта "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в абзац шестой пункта 1 статьи 2 Федерального закона в части уточнения документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства. Указанное дополнение представляется избыточным, так как статьей 10 Федерального закона определены документы, удостоверяющие личность иностранных граждан в Российской Федерации.
Нормы абзацев второго и пятого подпункта "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта в части установления возможности регулирования указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти отдельных отношений, касающихся правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, и установления отдельным категориям иностранных граждан более благоприятных условий их правового положения в Российской Федерации по сравнению с условиями, предусмотренными Федеральным законом, не соответствуют положениям статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которым иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Абзацы седьмой и десятый подпункта "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта содержат положения, имеющие неоднозначное толкование. В частности, не ясен механизм подтверждения ряда оснований для продления срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
Норма абзаца девятого подпункта "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта не соотносится с международными соглашениями Российской Федерации, устанавливающими возможность въезда иностранных граждан с краткосрочными поездками без виз. Указанной нормой не предусматривается продление срока разрешенного краткосрочного пребывания, что не позволяет иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации в рамках таких соглашений, оформить российскую визу. При этом необходимо отметить, что на территории Российской Федерации возможно продление уже имеющейся визы либо оформление транзитной визы.
Изменения, предлагаемые абзацами шестнадцатым и тридцать первым подпункта "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта, не согласуются с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона, согласно которому контроль за временным пребыванием на территории Российской Федерации лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.
Требует уточнения абзац третий подпункта "в" пункта 7 статьи 1 законопроекта, предусматривающий возможность предоставления вида на жительство без представления разрешения на временное проживание и без соблюдения установленного срока проживания в Российской Федерации иностранному гражданину, имеющему в соответствии с законодательством иностранного государства статус ветерана. В то же время возможны случаи, когда по законодательству соответствующего иностранного государства ветераном может считаться лицо, нежелательное с точки зрения интересов Российской Федерации.
Кроме того, дополнительной регламентации вопросов изменения срока временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации путем внесения изменений в статью 5.1 Федерального закона не требуется, поскольку полномочия Правительства Российской Федерации по принятию решения о сокращении срока временного пребывания для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, уже установлены указанной статьей.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации проект федерального закона в представленной редакции не поддерживает.
Исполняющий обязанности |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.