Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 20348-6 "О внесении изменения в подпункт 3 пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об исключении из перечня необлагаемых земельным налогом объектов, земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N20348-6 "О внесении изменения в подпункт 3 пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы подпункта 3 пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие исключение из перечня необлагаемых земельным налогом объектов, земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности. Следует отметить, что земельный налог и налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и поступления от них в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты поселений и городских округов (статья 15 НК РФ, статьи 61 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в настоящее время в части второй НК РФ (часть 2 статьи 389, часть 5 статьи 391, статья 395) и Законе Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (статья 4) установлено ряд льгот и исключений в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и объектов по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, что сокращает доходную базу местных бюджетов.
Полагаем, что отмена установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам - это не только переход к более справедливому способу формирования собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и способ повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения в налогово-бюджетной сфере. О необходимости поэтапного решения данного вопроса говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 22.12.2011, а также в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике.
В связи с этим в целях расширения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо рассмотреть вопрос о поэтапной отмене всех льгот по региональным и местным налогам, установленным законодательством Российской Федерации. Отмена данных льгот позволит увеличить доходную базу бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, примерно, на 200 млрд. рублей. Одновременно следует проработать вопрос о возможности компенсации из федерального бюджета отдельным категориям физических и юридических лиц, в том числе Министерству обороны Российской Федерации увеличения их расходов по уплате региональных и местных налогов, в связи с отменой установленных законодательством Российской Федерации льгот по этим налогам.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.