Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 181803-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект направлен на внесение изменений в действующий Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Подготовка данного законопроекта вызвана необходимостью языковой и социокультурной адаптации и интеграции приезжающих в Россию иностранных граждан - мигрантов, в соответствии с "Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" от 01.03.2003 г. и "Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 09.10.2007 г.
По данным Комиссии ООН по народонаселению и развитию, Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов из других стран. В 2008 году, по данным Пограничной службы ФСБ РФ, в Россию въехало более 23 миллионов иностранных граждан. На миграционный учет было поставлено 9,2 млн. человек, более 5 млн. иностранцев, по оценкам ФМС, пребывают на территории РФ на нелегальном положении.
В этой связи все более очевидной становится необходимость осуществления целенаправленной государственной политики адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Мигранты, прибывающие из зарубежных стран, как правило, недостаточно владеют русским языком, знаниями о культурном наследии, истории, основах российского законодательства и реалиях российского быта. При этом сами этнические мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение принятых в среде принимающей стороны обычаев и норм поведения.
Знание мигрантами русского языка является одним из основных условий их успешной адаптации и интеграции в российское общество, что крайне необходимо для развития толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов, а также решения других проблем по укреплению социокультурного единства в России.
Между тем в России сегодня имеются все возможности для массового обучения русскому языку мигрантов и их тестирования: мощная учебно-методологическая база, кадровый и организационный потенциал. В конце 2007 года, объявленного в России Годом русского языка, принята государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ), которая аналогична международной системе сертификации знания английского языка TOEFL. Государственная система предусматривает 6 уровней знания русского языка как иностранного, начиная с "элементарного" до самого высшего - "свободного владения русским языком".
На сегодняшний день более чем в 160 ВУЗах России уже созданы специальные центры по тестированию иностранных граждан.
Изложенные в представленном законопроекте изменения действующего закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержат две основные новеллы.
Первая касается трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию на временные заработки. Для этой категории иностранных граждан законопроект не предусматривает обязательного тестирования, однако стимулирует их к обучению русскому языку и прохождению тестирования на добровольной основе.
Если иностранный работник представляет документ, подтверждающий уровень знания русского языка (не ниже "элементарного"), разрешение на работу выдается не на один, как сейчас, а на два года.
Документ, подтверждающий уровень знания иностранным гражданином русского языка, выдается образовательным учреждением, которому разрешено проведение государственного тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку. Форма документа и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
В соответствии с проектом закона определенные льготы предоставляются также работодателю, организовавшему обучение иностранного работника (нескольких иностранных работников) русскому языку. Такой работодатель вправе продлить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу на каждого иностранного работника на один год без предоставления заключения о привлечении и об использовании иностранных работников.
В отличие от добровольного порядка обучения и тестирования по русскому языку для временных трудовых мигрантов, авторы законопроекта предлагают иной подход по отношению к той категории мигрантов, которые намерены натурализоваться в России, вплоть до получения российского гражданства.
В настоящее время документ, подтверждающий уровень знания иностранным гражданином русского языка (сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку) требуется только при подаче заявления на получение гражданства РФ. Между тем, на промежуточных этапах процесса натурализации: при получении вида на жительство (сроком на 5 лет) и разрешения на временное проживание (сроком на 3 года) - знание русского языка пока не является обязательным.
Законопроект предусматривает обязательную сдачу экзамена по русскому языку для получения разрешения на временное проживание. Предлагается включить в перечень документов, предоставляемых иностранными гражданами для получения разрешения на временное проживание, документ, подтверждающий уровень знания русского языка (не ниже "элементарного").
Требования предоставления документа, подтверждающего уровень знания русского языка не ниже элементарного, не распространяются на иностранных граждан, имеющих право на получение РВП без учета квоты.
Поскольку вид на жительство выдается только при наличии разрешения на временное проживание, дополнительного экзамена по русскому языку при получении вида на жительство не требуется.
В заключении к вышеизложенному необходимо отметить, что предлагаемые изменения в действующий Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" касаются значительного числа иностранных граждан. В 2008 году разрешение на работу в РФ получили 2 млн. 73 тыс. человек, разрешение на временное проживание - 220 тысяч человек.
Авторы законопроекта полагают, что его принятие будет способствовать культурной и языковой адаптации и интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу населения России.
Учитывая, что обучение русскому языку мигрантов и их тестирование будет оплачиваться из их собственных средств либо за счет работодателя, принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации также не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не требуется признание утратившими силу, приостановление или принятие актов федерального законодательства.
Изменению и дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" подлежат:
а) Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание";
б) Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.