Заключение Комитета Государственной Думы по образованию
на проект федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда и уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации), внесенный в Государственную Думу Законодательным Собранием Омской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 апреля 2009 года Комитет Государственной Думы по образованию (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда и уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации) и отмечает следующее.
Представленный законопроект является альтернативным находящимся на рассмотрении Государственной Думы (ответственный - Комитет Государственной Думы по образованию) законопроектам:
- N 85512-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления мер социальной поддержки педагогических работников", внесенному членами Совета Федерации В.А. Новиковым, А.В. Смирновым и Н.П. Тулаевым, депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазинной, А.Н. Клюкиным и В.В. Зубаревым;
- N 44966-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенному Законодательным Собранием Пензенской области;
- N 60313-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", внесенному Государственной Думой Ставропольского края;
- N 133108-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенному Сахалинской областной Думой.
В представленном законопроекте исключается действующая норма, установленная абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также правом на первоочередное предоставление жилой площади.
Вместе с этим, авторами законопроекта вводится норма, предполагающая, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на "иные меры социальной поддержки, установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Это означает, что указанные меры социальной поддержки могут быть предоставлены педагогическим работникам образовательных учреждений только в случае закрепления соответствующей нормы в законодательстве субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что положения данного законопроекта находятся в противоречии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, пунктом 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона установлен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В данный перечень не входят вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогических работников, которые авторами законопроекта отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Законопроект также не корреспондируется со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой установление мер социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Российской Федерации. Согласно же концепции законопроекта обязанность по установлению мер социальной поддержки педагогических работников возлагается на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления независимо от того, в чьей собственности находятся образовательные учреждения.
На наш взгляд, следует не согласиться с утверждением авторов законодательной инициативы, изложенным в пояснительной записке к законопроекту о том, что норма о бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, предусмотренная Законом Российской Федерации "Об образовании", противоречит смыслу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающего замену натуральных льгот компенсационными выплатами. Сложившаяся обширная судебная практика по обжалованию региональных нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения по реализации права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, прежде всего на уровне Верховного Суда Российской Федерации, подтверждает ту позицию, что право сельских педагогических работников на натуральные льготы не отменено. Педагогические работники в судебном порядке добиваются восстановления нарушенных прав и содействуют приведению регионального законодательства в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Исходя из изложенного, Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект в указанной редакции в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.А. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.