Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда и уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации) - вносит Законодательное Собрание Омской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 апреля 2009 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"( в части предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить 50 процентную скидку на оплату жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидам, независимо от принадлежности жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит такие понятия, как "государственный жилищный фонд" (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации) и "муниципальный жилищный фонд" (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Исходя из вышеуказанных норм, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые проживают не в государственном или муниципальном, а в частном жилищном фонде не имеют право на получение скидки по оплате жилого помещения и вынуждены оплачивать жилищные услуги за техническое обслуживание дома, социального найма, вывоз мусора, капитальный ремонт, услуги лифта в полном размере.
Такая ситуация ухудшает материальное положение тех инвалидов, которые проживают в "частном секторе".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 28-2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение данной меры социальной поддержки инвалидов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета. В федеральном бюджете средства на эти цели не предусмотрены. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо определить источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов.
Комитет отмечает, что в условиях экономического кризиса решение данного вопроса (по оплате жилья и расходов на его содержание независимо от принадлежности жилищного фонда) является жизненно важным для семей, имеющих детей-инвалидов.
По сведениям, полученным из Пенсионного фонда на 1 октября 2008 года, насчитывается 545,9 тысяч детей-инвалидов. В структуре первичной инвалидности дети в возрасте до трёх лет составляют 40%, а в целом, по всем возрастным группам детей-инвалидов 32% занимают дети в возрасте от 10 до 14 лет. Почти 90% детей-инвалидов живут в семьях, 25 тысяч находятся, воспитываются в 150 домах-интернатах для детей-инвалидов системы социальной защиты, более 5 тысяч детей-инвалидов находятся в 249 домах ребёнка, учреждениях системы здравоохранения.
По социологическим исследованиям почти 70% семей, имеющих детей-инвалидов имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Каждая вторая мать ребенка - инвалида не работает
Суммарный доход семьи составляет в среднем около 5-6 тыс. рублей на двоих в месяц. Именно это часто подталкивает мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение социальной защиты населения, где государству он будет обходиться в среднем от 15 до 20 тыс. рублей ежемесячно.
По мнению Комитета, реабилитация и в целом будущее ребенка, находящегося в семье, значительно эффективнее и качественнее, чем воспитывающегося в государственном учреждении.
Поэтому приоритетным направлением государственной политики осталось и должно быть создание условий для воспитания детей-инвалидов в семье.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о предоставлении инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость устранения противоречий положений законопроекта статьям 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации: предусмотреть порядок и условия предоставления указанной категории граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений (в размере не ниже 50%), которые устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов. Кроме того, в условиях бюджетного "напряжения", связанного с экономическим кризисом полагаем, было бы возможным установить компенсации расходов на оплату жилых помещений семьям, имеющим детей - инвалидов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рекомендует Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 183480-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда) до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.