Группировка основных средств госучреждения - применение ОКОФ по 31 декабря 2016 года
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной ОКОФ (п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н)*(1).
В то же время подробный алгоритм отнесения основных средств к кодам ОКОФ действующими нормативными правовыми актами не определен. А существующие в настоящее время разъяснения уполномоченных органов, по сути, допускают достаточно произвольные трактовки положений ОКОФ (см., например, письмо Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).
Нередко возникают ситуации, когда определенный вид нефинансовых активов прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с условиями отнесения нефинансовых активов к основным средствам он обоснованно может быть отнесен именно к основным средствам. В таких случаях должностные лица учреждения могут принимать решение об учете актива на том или ином аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства". При этом должны учитываться конкретные характеристики объекта основных средств и перечень активов, учитываемых на конкретном аналитическом счете (относящихся к определенному коду ОКОФ).
Решение уполномоченных должностных лиц об отнесении актива к тому или иному коду ОКОФ должно быть основано на их профессиональном суждении.
Принятие к учету объектов нефинансовых активов с нарушением порядка отнесения их к группам и видам имущества, предусмотренным п.п. 37, 45 Инструкции N 157н, может быть квалифицировано проверяющими в качестве искажения данных учета и отчетности (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2015 N Ф02-2733/15, решение Смоленского областного суда N 21-143/2016 от 29.03.2016, решение АС Приморского края от 23.11.2015 по делу N А51-15056/2015).
И наконец, если объект нефинансовых активов прямо не указан в ОКОФ и профессиональное суждение должностных лиц учреждения не позволяет отнести его к каким-либо аналогичным основным средствам, указанным в ОКОФ, можно воспользоваться следующим правилом: если какой-либо нефинансовый актив прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с требованиями Инструкции N 157н он может быть отнесен к основным средствам, данный актив учитывается по коду ОКОФ 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".
____________________________
*(1) С 1 января 2017 года применяется новый классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов", принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив Энциклопедии решений "Бюджетная сфера":
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности