Учет компьютерной техники (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Персональный компьютер (ЭВМ) представляет собой сложный объект основных средств, который в зависимости от конкретных обстоятельств может рассматриваться и как единый объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, и как комплекс конструктивно-сочлененных предметов. В качестве элементов компьютера выступают, в частности, системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор "мышь", колонки, микрофоны.
Анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие возможные варианты организации учета компьютерной техники.
1. Системные блоки и мониторы могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств. При этом клавиатуры, манипуляторы типа "мышь" и тому подобные объекты также рассматриваются в качестве отдельных объектов нефинансовых активов.
2. Мониторы и системные блоки (их части), а также клавиатуры, манипуляторы типа "мышь" и иные аналогичные объекты рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров. Сами компьютеры являются отдельными инвентарными объектами. Если по каким-либо причинам возникает необходимость в замене составных частей компьютера, то в установленном порядке осуществляется ликвидация существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок и т.д.). Из этих и иных запасных частей собирается новый компьютер, учитываемый под новым инвентарным номером.
3. Системный блок рассматривается в качестве "базовой" составной части компьютера. Пока он не вышел из строя, продолжает существовать соответствующий инвентарный объект. Замена иных составных частей ЭВМ (в том числе и монитора) в зависимости от конкретной ситуации рассматривается или в качестве ремонта, или в качестве модернизации инвентарного объекта.
Первый вариант, безусловно, самый удобный с точки зрения его реализации в любой организации - он позволяет организовать работу по формированию в учете полной и достоверной информации об имущественном положении организации с наименьшими трудозатратами. При инвентаризации отдельные мониторы и системные блоки легко могут быть идентифицированы по инвентарным номерам даже в том случае, если несанкционированное перемещение такого имущества в организации носит "массовый" характер. А сам порядок определения возможности учета объектов в качестве отдельных основных средств, основанный на критерии "самостоятельности объекта", во многом носит субъективный характер. К сожалению, учет системных блоков и мониторов в качестве отдельных объектов может быть квалифицирован проверяющими в качестве искажения данных учета и отчетности (постановление Третьего ААС от 15.12.2015 N 03АП-5692/15).
Третий вариант организации учета основан на ряде неоспоримых методологических принципов. Однако также не подлежит сомнению и то, что он служит источником все новых разногласий с органами финансового контроля, предметом все новых разъяснений и комментариев. Связано это, в частности, с такими факторами:
- замена мониторов (иных составных частей) компьютера может квалифицироваться и в качестве ремонта компьютера, и в качестве его модернизации (при этом такая квалификация, по сути, достаточно субъективна);
- действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений таких понятий, как "ремонт", "модернизация", "дооборудование", "разукомплектование", "частичная ликвидация", "замена по причине морального износа" и т.п.;
- подобный вариант учета нередко затруднительно качественно реализовать на практике.
Второй вариант учета, по сути, является "компромиссным" - монитор и системный блок учитываются в составе единого инвентарного объекта, однако у организации не возникает необходимости в квалификации осуществляемых операций в качестве ремонта, модернизации, дооборудования и т.п.
В бюджетном (автономном) учреждении принято решение о замене морально устаревшего ЭЛТ-монитора, числящегося в составе ЭВМ, на современный LED-монитор, приобретенный за счет средств субсидии на выполнение госзадания. Согласно учетной политике организации системный блок рассматривается в качестве базовой составной части единого инвентарного объекта - компьютера, относящегося к иному движимому имуществу. Компьютер используется в деятельности, не облагаемой НДС. Стоимость LED-монитора 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Остаточная стоимость выбывающего монитора определена профильной комиссией учреждения и равна 1 000 руб. Сумма начисленной по ЭВМ амортизации (в части выбывающего монитора) 2 000 руб.
Данные о замене монитора отражены в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (в том числе в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта").
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 105 36 340 | 4 302 34 730 | 4 105 36 000 | 4 302 34 000 | 11 800 | Отражено поступление LED-монитора от продавца (с учетом НДС) |
4 302 34 830 | 4 201 11 610 | 4 302 34 000 | 4 201 11 000 | 11 800 | Оплачены обязательства учреждения по договору купли-продажи |
Увеличение (340 КОСГУ) | Увеличение (340 КОСГУ) | ||||
4 104 34 410 | 4 101 34 410 | 4 104 34 000 | 4 101 34 000 | 2 000 | Отражена частичная ликвидация ЭВМ - списана сумма амортизации, начисленной по объектам в части суммы, приходящейся на стоимость выбывающего ЭЛТ-монитора |
4 401 10 172 | 4 101 34 410 | 4 401 10 172 | 4 101 34 000 | 1 000 | Отражена частичная ликвидация ЭВМ - списана остаточная стоимость выбывающего ЭЛТ-монитора |
4 105 36 340 | 4 401 10 172 | 4 105 36 000 | 4 101 10 172 | 1 500 | ЭЛТ-монитор, годный к эксплуатации, учтен в составе материальных запасов (по оценочной стоимости) |
4 106 31 310 | 4 105 36 440 | 4 106 31 000 | 4 105 36 000 | 11 800 | Стоимость LED-монитора учтена в составе вложений в основные средства |
4 101 34 310 | 4 106 31 310 | 4 101 34 000 | 4 106 31 000 | 11 800 | Отражено увеличение стоимости объектов в связи с модернизацией |
Темы
Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам (для госсектора)
Особенности учета отдельных видов основных средств (для госсектора)
См. также
Учет неисключительных прав на программное обеспечение (для госсектора)
Нематериальные активы. Счет 102 00 (для госсектора)
Инвентарный объект основных средств (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.