Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Содержание имущества, переданного бюджетным или автономным учреждениями в безвозмездное пользование или аренду

Содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в безвозмездное пользование или аренду

В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" за счет бюджетных субсидий осуществляется содержание следующих видов имущества бюджетного (автономного) учреждения, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем:

- недвижимое имущество;

- особо ценное движимое имущество.

В то же время упоминаемыми выше нормами установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду. А вот в отношении имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит*(1).

Таким образом, учредитель, принимающий решение о передаче имущества госучреждения в безвозмездное пользование, обязан решить вопрос и о том, за счет каких средств будет осуществляться его содержание.


Передача имущества в безвозмездное пользование


В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в силу ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Следовательно, вполне обоснованно будет решение учредителя о невыделении бюджетному (автономному) учреждению в составе субсидии на выполнение госзадания средств на содержание имущества, передаваемого в безвозмездное пользование. При этом содержание такого имущества может, например, осуществляться учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.

В то же время вовсе не исключена ситуация, при которой возмещение расходов ссудополучателем на содержание объектов имущества, переданных ему бюджетным (автономным) учреждением в пользование, договором не будет предусматриваться. Необходимость заключения договоров безвозмездного пользования в подобном порядке может вытекать, в частности, из соответствующих требований учредителя.

В этом случае мы не исключаем и возможность финансового обеспечения содержания данного имущества учредителем. Однако, поскольку имущество учреждения, переданное в безвозмездное пользование, фактически не используется учреждением для выполнения госзадания, то и суммы выделяемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии, по нашему мнению, не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.

В то же время согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетному (автономному) учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться расходы по содержанию имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки госучреждениям. Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений несмотря на то, что по общему правилу субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.


Передача имущества в аренду


По общему правилу расходы на содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в аренду, несут арендаторы (п. 2 ст. 616). Соответственно, учредителями денежные средства на покрытие подобных расходов не предоставляются. В то же время иной порядок осуществления расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, может быть предусмотрен положениями:

- действующего законодательства;

- договора аренды.

Бюджетные (автономные) учреждения могут осуществлять различные расходы по содержанию имущества, учитываемого в их балансовом учете, но переданного в аренду, используя средства от приносящей доход деятельности (в том числе и доходы, поступающие в виде арендной платы).

В силу различных причин отдельные расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на арендаторов, могут производиться бюджетными (автономными) учреждениями с последующей компенсацией затрат арендаторами. Как правило, подобным образом осуществляются расчеты по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг.

Средства, поступающие от арендаторов в счет компенсации отдельных видов расходов бюджетных (автономных) учреждений, связанных с содержанием переданного в аренду имущества, как правило, учитываются на лицевых счетах в качестве доходных поступлений. Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, зачисляются на их лицевые счета по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

___________________

*(1) Подобный запрет может быть предусмотрен на уровне публично-правового образования (см., например, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторы:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности