Методы оценки эффективности использования бюджетных средств
В настоящее время наиболее продуманной и последовательной разработкой по вопросу оценки эффективности использования бюджетных средств является Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 "Аудит эффективности" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 N 4ПК) (далее - Стандарт)*(1).
В п. 3.1 Стандарта упомянуты две стороны эффективности использования государственных средств:
- экономность;
- результативность.
Кроме того оценка эффективности использования государственных ресурсов может включать определение продуктивности их использования (п. 3.4 Стандарта)
Разработчики стандарта предлагают признавать использование средств экономным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема государственных ресурсов (п. 3.2 Стандарта). В качестве способов проверки экономности расходов в Стандарте приводятся:
- проверка способов достижения необходимых результатов (например, сравнение затраченных объектом аудита эффективности ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций);
- проверка наличия возможности достижения заданных результатов наименее затратным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленных целей на основе использования меньшего объема ресурсов.
Согласно п. 3.3 Стандарта результативность определяется путем:
- установления наличия возможности достижения наилучших результатов с использованием определенного объема средств на указанные цели;
- проведения анализа достижения установленных документами стратегического планирования и иными нормативными правовыми актами РФ социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы ресурсы.
Обратите внимание: в случаях, когда бюджетные средства израсходованы в полном объеме на закупку определенных товаров, выполнение конкретных работ, оказание услуг, результатом их использования будет наличие данных товаров, работ, услуг в запланированном количестве и требуемого качества. Но если эти товары, работы, услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, с учетом особенностей проверяемой сферы будет отмечено недостижение или достижение не в полной мере целей и нерешение или решение не в полной мере задач социально-экономического развития РФ.
Продуктивность определяется посредством установления использованного объема ресурсов в расчете на единицу выполненной работы, оказанной услуги. В качестве основы для расчета продуктивности в определенных сферах могут применяться нормативы и показатели, используемые участниками бюджетного процесса при планировании бюджетных ассигнований. В частности, могут использоваться нормативы финансовых затрат в случае оценки степени и полноты оказания государственных услуг, показатели государственных программ и другие (п. 3.4 Стандарта).
Любой организации госсектора не помешает "примерить на себя" приведенные выше критерии оценки эффективности использования бюджетных средств. По результатам таких действий, при необходимости, соответствующие управленческие решения могут быть приняты организацией самостоятельно или по согласованию с уполномоченными органами (главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, учредителем).
Помимо рассмотренного выше Стандарта существуют различные правовые акты, устанавливающие критерии оценки эффективности использования средств, направляемых на определенные виды расходов (см., например, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 590).
Эффективность расходования бюджетных средств напрямую влияет на эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления, которая оценивается в соответствии с показателями и методиками, утвержденными Указами Президента РФ от 28.04.2008 N 607, от 21.08.2012 N 1199, постановлениями Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317, от 03.11.2012 N 1142.
______________________________
*(1) Стандарт внешнего государственного аудита СГА 104 разработан с учетом руководства по аудиту эффективности, принятого в рамках Международной организации высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности