Из практики контрольно-ревизионной работы. Операции, которые могут быть квалифицированы в качестве неэффективного использования бюджетных средств (имущества)
Анализ результатов контрольно-ревизионной работы, проводящейся в различных публично-правовых образованиях, а также соответствующей судебной практики позволяет разделить нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств (имущества) на следующие группы.
1. Неприменение правовых механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, защиту интересов заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных контрагентов. К таким механизмам, в частности, относятся: установление требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) или обеспечения исполнения контракта; включение в контракты условий об ответственности контрагентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
В качестве обстоятельств, способствующих неэффективному использованию бюджетных средств, могут рассматриваться: необоснованное включение в контракты условий об авансовых платежах, неприменение механизма поэтапной приемки товаров (работ, услуг). Кроме того, вопрос об эффективности совершенной закупки может быть поставлен при признании решения заказчика об отказе в заключении контракта необоснованным (письмо Минфина России от 23.04.2015 N 02-02-08/23319).
Само по себе неприменение перечисленных выше мер, не может рассматриваться в качестве неэффективного использования бюджетных средств, однако в случае нанесения недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вреда интересам заказчика неприменение этих мер может рассматриваться как признак неэффективного использования бюджетных средств (см., в частности, письмо Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-01-07-25/1813). Кроме того, данные механизмы вполне обоснованно могут применяться и автономными учреждениями, на которые по общему правилу положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не распространяются.
2. Расходование средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата:
- приобретение товаров (работ, услуг) по ценам, значительно превышающим среднерыночные (в том числе приобретение товаров (работ, услуг) через посредников, если расходование средств на законных основаниях могло осуществляться без их участия);
- значительное превышение расходов на поддержание объектов в состоянии, пригодном к эксплуатации, над стоимостью приобретения и эксплуатации новых аналогичных объектов;
- приобретение материальных ценностей сверх норм обеспечения (расходования, списания), установленных учреждением самостоятельно, или доведенных вышестоящей организацией (данное правило применимо как в отношении объектов основных средств, так и в отношении материальных запасов);
- оплата работ (услуг), которые могли бы быть выполнены силами профильных сотрудников учреждений в рамках их должностных обязанностей или же путем привлечения специалистов на добровольных началах (без оплаты).
3. Расходование средств без достижения требуемого (заявленного) результата:
- приобретение материальных ценностей, необходимость в которых отсутствует или наступит по истечении значительного промежутка времени;
- использование материальных средств не по прямому назначению (например, не в рамках основной деятельности, а для обеспечения деятельности административного аппарата);
- неиспользование приобретенного имущества по различным причинам (отсутствие специалистов, необходимых для эксплуатации имущества; отсутствие средств, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию; отсутствие средств на ремонт, приобретение расходных материалов; некомплектность и т.п.);
- оплата непригодного к использованию имущества - товаров ненадлежащего качества, в том числе с истекшими сроками годности;
- осуществление капитальных вложений в объекты, которые не были законсервированы в установленном порядке и пришли в негодность;
- оплата строительно-монтажных работ, осуществляемых без проведения экспертиз проектно-сметной документации, при несоответствии документации существующим требованиям.
4. Использование имущества сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата или без его достижения.
Для получения груза 0,5 т учреждением был направлен автомобиль "КАМАЗ", грузоподъемностью 10 т, при наличии в учреждении автомобиля "Газель", грузоподъемностью 1,5 т. Груз получен не был, в связи с тем, что "КАМАЗ" не смог проехать на склад поставщика из-за сезонного ограничения проезда большегрузного автотранспорта по дорогам общего пользования. Впоследствии груз был доставлен автомобилем "Газель".
5. Приобретение морально устаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) с применением морально устаревших технологий (методов).
6. Занижение размеров арендной платы при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду.
7. Необоснованное накопление на счетах (лицевых счетах) остатков денежных средств.
8. Перечисление денежных средств (авансов) тем контрагентам, по которым в учете учреждений числится непогашенная дебиторская задолженность. И наоборот, непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств.
9. Необеспечение результативности и эффективности расходов при внедрении и сопровождении информационных технологий, выразившееся в следующем*(1):
- при разработке программного обеспечения не обеспечивается возможность учета отдельных видов данных, в результате чего при наличии программы учет ведется на бумажных носителях;
- медленная работа программного обеспечения, которая приводит к потерям времени и увеличивает продолжительность совершения операций;
- информация принимается предварительно на бумажных носителях и затем вручную вносится в программный комплекс, что создает дополнительную нагрузку на должностных лиц без законодательно возложенной обязанности осуществлять данные функции;
- оплаченные программные продукты не внедрены в деятельность организации, в результате чего учет и контроль ведется вручную, с применение Excel, старых не поддерживаемых программных средств и т.п.
10. Непредъявление регрессного требования к принципалу при исполнении гарантом государственной (муниципальной) гарантии (если возникновение права регрессного требования было предусмотрено при предоставлении гарантии).
11. Неэффективное предоставление бюджетных кредитов - без достижения предусмотренных результатов.
12. Превышение прав на принятие бюджетных обязательств при оплате командировочных расходов.
Суд подтвердил обоснованность предписания органа финконтроля, согласно которому ФКУ обязано перечислить в доход бюджета сумму неэффективно израсходованных бюджетных средств*(2). Неэффективными расходами признаны:
- оплата проезда к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса;
- возмещение расходов за пользование в аэропортах VIP-залами.
Один из аргументов - постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 прямо предусмотрена возможность оплаты проезда в сумме, не выше стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса. А оплата ФКУ расходов за пользование VIP-залами в принципе не предусмотрена действующим законодательством.
Учреждению было предписано вернуть в бюджет сумму, равную стоимости билетов в салонах бизнес-класса, а не разницу между стоимостью перелета в салоне бизнес-класса и эконом-класса. Такое решение принято, так как не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие авиабилетов эконом-класса на момент приобретения билетов бизнес-класса, либо доказательства, обосновывающие необходимость приобретения билетов бизнес-класса с приложением доказательств, подтверждающие стоимость билетов эконом-класса.
Кроме того, судом не были приняты во внимание следующие доводы учреждения:
1) в законодательстве отсутствует определение неэффективного использования бюджетных средств, в связи с чем применение мер принуждения является необоснованным;
2) расходы были согласованы с ГРБС;
3) у организации отсутствуют ЛБО для возмещения необоснованно выплаченных средств.
__________________
*(1) Подробнее см., в частности, опубликованный в "Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации" Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого расходования средств федерального бюджета в 2012-2014 годах (при необходимости в более ранние периоды) на разработку, создание, модернизацию, сопровождение современных технологий, в том числе информационных технологий, и практики их применения таможенными органами".
*(2) См. постановление 9 ААС от 01.02.2016 N 09АП-55065/15, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2016 N Ф05-5614/16 по делу N А40-129661/2015
Тема
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
См. также
Методы оценки эффективности использования бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Обзор судебной практики на тему "Неэффективное использование бюджетных средств и имущества"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности