Особенности формирования себестоимости готовой продукции (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
При производстве в госучреждении готовой продукции ее себестоимость формируется на счете 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" с учетом как прямых, так и накладных, общехозяйственных расходов.
На дату выпуска (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости, определяемой на основе экономически обоснованных расчетов. В учете подобная операция отражается по дебету соответствующих аналитических счетов счета 105 00 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 109 60 000.
При такой организации бухгалтерского учета неизбежно возникает необходимость в сравнении данных, отражаемых по дебету и по кредиту счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Иными словами, в учреждении в отношении каждого вида готовой продукции должно производиться сравнение фактической и плановой себестоимости. Осуществляется такая процедура по итогам каждого месяца.
В Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, достаточно четко сформулировано требование: незавершенное производство должно отражаться в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат.
Следовательно, при определении фактической себестоимости готовой продукции, произведенной в течение месяца, на первом этапе необходимо определить именно стоимость незавершенного производства по каждому виду готовой продукции.
Накладные и подлежащие распределению общехозяйственные расходы следует распределить на фактическую себестоимость уже выпущенной (принятой к учету) готовой продукции.
Таким образом, фактическую себестоимость каждого вида готовой продукции будут формировать следующие виды расходов:
- прямые расходы, уменьшенные на величину незавершенного производства;
- распределенные накладные расходы;
- распределенные общехозяйственные расходы.
Отклонения фактической себестоимости, определенной в указанном выше порядке, от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся:
- на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции;
- на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года (в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п.).
В рамках приносящей доход деятельности бюджетное (автономное) учреждение производит два вида продукции. В соответствии с расчетом планово-экономического отдела учреждения плановая себестоимость одной единицы продукции N 1 равна 220 руб., а продукции N 2 - 257,50 руб. На начало мая текущего года в учете не числится незавершенное производство. В мае было произведено 10 000 единиц продукции N 1 и 20 000 единиц продукции N 2. Стоимость незавершенного производства, исчисленная в установленном порядке, на 1 июня составляет 300 000 руб. (по продукции N 1) и 100 000 руб. (по продукции N 2). В течение мая вся произведенная продукция N 1 была реализована, а весь объем продукции N 2 по состоянию на 1 июня хранится на складе.
Согласно учетной политике общехозяйственные расходы ежемесячно распределяются пропорционально прямым материальным затратам. Накладных расходов, то есть расходов, непосредственно связанных с производством обоих видов продукции, учреждение не несет.
В мае текущего года в рамках приносящей доход деятельности осуществлялись расходы:
Наименование расходов | Сумма, руб. |
Прямые расходы | |
Продукция N 1 | |
Заработная плата | 1 000 000, 00 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование | 302 000, 00 |
Сырье и материалы | 1 200 000, 00 |
Продукция N 2 | |
Заработная плата | 2 000 000, 00 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование | 604 000, 00 |
Сырье и материалы | 2 500 000, 00 |
Общехозяйственные расходы | |
Затраты на оплату услуг связи | 30 000, 00 |
В бухгалтерском учете прямые и общехозяйственные расходы отражаются следующим образом:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 109 60 211 (Продукция N 1) | 2 302 11 730 | 2 109 60 211 (Продукция N 1) | 2 302 11 000 | 1 000 000, 00 | Начислена заработная плата |
2 109 60 211 (Продукция N 2) | 2 302 11 730 | 2 109 60 211 (Продукция N 2) | 2 302 11 000 | 2 000 000, 00 | Начислена заработная плата |
2 109 60 213 (Продукция N 1) | 2 303 02 730, 2 303 06 730, 2 303 07 730, 2 303 10 730, 2 303 11 730 | 2 109 60 213 (Продукция N 1) | 2 303 02 000, 2 303 06 000, 2 303 07 000, 2 303 10 000, 2 303 11 000 | 302 000, 00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование |
2 109 60 213 (Продукция N 2) | 2 303 02 730, 2 303 06 730, 2 303 07 730, 2 303 10 730, 2 303 11 730 | 2 109 60 213 (Продукция N 2) | 2 303 02 000, 2 303 06 000, 2 303 07 000, 2 303 10 000, 2 303 11 000 | 604 000, 00 | Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование |
2 109 60 272 (Продукция N 1) | 2 105 36 440 | 2 109 60 272 (Продукция N 1) | 2 105 36 000 | 1 200 000, 00 | Выдано сырье (материалы) для производства готовой продукции |
2 109 60 272 (Продукция N 2) | 2 105 36 440 | 2 109 60 272 (Продукция N 2) | 2 105 36 000 | 2 500 000, 00 | Выдано сырье (материалы) для производства готовой продукции |
2 109 80 221 | 2 302 21 730 | 2 109 80 221 | 2 302 21 000 | 30 000, 00 | Учтены затраты на оплату услуг связи |
Сумма прямых затрат, подлежащих учету при определении фактической себестоимости, составляет:
1 000 000 + 302 000 + 1 200 000 - 300 000 = 2 202 000 руб. (по продукции N 1);
2 000 000 + 604 000 + 2 500 000 - 100 000 = 5 004 000 руб. (по продукции N 2).
По итогам мая осуществляется распределение общехозяйственных расходов пропорционально прямым материальным затратам, которые равны 3 700 000 руб. (1 200 000 + 2 500 000). В стоимость незавершенного производства такие расходы не включаются.
Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на продукцию N 1, составит:
1 200 000 : 3 700 000 х 30 000 = 9 729, 73 руб.
Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на продукцию N 2, составит:
2 500 000 : 3 700 000 х 30 000 = 20 270, 27 руб.
Фактическая себестоимость продукции N 1, произведенной в мае, превышает плановую на 11 729, 73 руб. (2 202 000 руб. + 9 729, 73 руб. - 10 000 шт. х 220 руб./шт).
Плановая себестоимость продукции N 2, произведенной в мае, превышает фактическую на 125 729, 73 руб. (20 000 шт. х 257, 50 руб./шт - 5 004 000 руб. - 20 270, 27 руб.).
В бухгалтерском учете по итогам мая следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 109 60 221 (Продукция N 1) | 2 109 80 221 | 2 106 60 221 (Продукция N 1) | 2 109 80 221 | 9 729, 73 | Общехозяйственные расходы учтены при формировании себестоимости продукции N 1 |
2 109 60 221 (Продукция N 2) | 2 109 80 221 | 2 106 60 221 (Продукция N 2) | 2 109 80 221 | 20 270, 27 | Общехозяйственные расходы учтены при формировании себестоимости продукции N 2 |
2 401 10 130 | 2 109 60 211, 2 109 60 213, 2 109 60 272, 2 109 60 221 (Продукция N 1) | 2 401 10 130 | 2 109 60 211, 2 109 60 213, 2 109 60 272, 2 109 60 221 (Продукция N 1) | 11 729, 73 | По соответствующим кодам КОСГУ отражено превышение фактической себестоимости над плановой (в части реализованной продукции) |
2 109 60 211, 2 109 60 213, 2 109 60 272, 2 109 60 221 (Продукция N 2) | 2 105 37 440 (Продукция N 2) | 2 109 60 211, 2 109 60 213, 2 109 60 272, 2 109 60 221 (Продукция N 2) | 2 105 37 440 (Продукция N 2) | 125 729, 73 | По соответствующим кодам КОСГУ отражено превышение плановой себестоимости над фактической (в части нереализованной продукции) |
Тема
См. также
Учет готовой продукции (для госсектора)
Финансовый результат. Счет 400 00 (для госсектора)
Накладные расходы (для госсектора)
Общехозяйственные расходы госучреждения
Учет издержек обращения в госучреждении
Учет незавершенного производства в госучреждении
Особенности формирования в бюджетном (автономном) учреждении себестоимости госуслуг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности