Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной
(для госсектора)
Смотрите в этом материале:
Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной
Кто принимает решение о признании дебиторской задолженности просроченной
Кто принимает решение о признании кредиторской задолженности просроченной?
Отражение просроченной задолженности в учете
Отражение просроченной задолженности в отчетности
Последствия несвоевременного отнесения задолженности к просроченной
В целях учета и контроля за дебиторской и кредиторской задолженность следует разграничивать понятия:
- просроченной и нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности;
- просроченной и невостребованной кредиторской задолженности.
Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной
Дебиторская и кредиторская задолженность при наступлении даты ее исполнения считается просроченной задолженностью (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 02-06-10/29607).
Признание дебиторской и кредиторской задолженности просроченной не является основанием для списания ее с балансового учета.
Порядок признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной нормативно не урегулирован и зависит от условий ее возникновения и сроков погашения.
Определить срок погашения дебиторской задолженности необходимо в целях:
- формирования достоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- осуществления контроля за исполнением обязательств, определения сроков исковой давности, а также оценки рисков невозврата дебиторской задолженности и рисков непогашения кредиторской задолженности.
Кто принимает решение о признании дебиторской задолженности просроченной?
Требование о комиссионном принятии решения о признании задолженности просроченной, а также о документальном оформлении подобного решения положениями Инструкции N 157 не установлено.
В целях разграничения полномочий по контролю и наблюдению за дебиторской задолженностью между должностными лицами (структурными подразделениями) порядок их взаимодействия, в том числе порядок признания дебиторской задолженности просроченной, учреждению целесообразно установить в локальном нормативном акте.
Порядок взаимодействия бухгалтерской и юридических служб учреждения в целях установления срока погашения дебиторской задолженности зависит от условий ее образования:
Условия образования дебиторской задолженности |
Основание для отнесения задолженности просроченной |
Источник информации о сроке погашения |
Дебиторская задолженность по выданным авансам в рамках договорных отношений |
Истечение срока исполнения контрагентом обязательств, в счет которых перечислялся авансовый платеж |
Документы, являющиеся основанием для принятия обязательств |
Дебиторская задолженность по выданным подотчетным суммам |
Истечение срока представления подотчетным лицом авансового отчета |
Заявление о выдаче денежных средств под отчет |
Дебиторская задолженность по доходам от оказания платных услуг |
Истечение срока погашения, определенного по соглашению сторон |
Договор об оказании услуг (выполнении работ) |
Дебиторская задолженность по суммам принудительного изъятия, ущербу нефинансовым активам и компенсации затрат |
Истечение установленных законодательством сроков, например, ст. 32.2 КоАП РФ, п. 4 ст. 69 НК РФ. В случае если срок нормативно не урегулирован (например, при расчетах по компенсации затрат), критерии признания задолженности просроченной необходимо установить локальным нормативным актом учреждения |
В целях корректного формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности бухгалтерской службе необходимо инициировать получение соответствующей информации у соответствующих компетентных должностных лиц |
Кто принимает решение о признании кредиторской задолженности просроченной?
Несвоевременное погашение кредиторской задолженности влечет за собой негативные последствия, так как приводит к увеличению обязательств учреждения в результате применения к нему штрафных санкций (начисление повышенных процентов, пени и др.).
Высокий уровень просроченной кредиторской задолженности госучреждения при низкой доле его ликвидных активов, обеспечивающих погашение обязательств *(1), способен привести учреждение к состоянию мнимого банкротства. Превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности является основанием для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения по инициативе учредителя.
Требование о комиссионном подходе к решению вопроса об отнесении кредиторской задолженности к просроченной нормативно не установлено. По общему правилу бухгалтерская служба располагает информацией, необходимой для определения сроков исполнения денежных обязательств. В то же время указанные сроки определяются не только в целях формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности, но и в целях контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности и предотвращения негативных последствий. Для разграничения полномочий между должностными лицами при возникновении сложностей с определением срока погашения обязательств либо сроков возврата кредиторской задолженности, образовавшей в рамках "доходных" операций, локальным нормативным актом организации госсектора целесообразно установить порядок взаимодействия должностных лиц при решении вопроса о признании кредиторской задолженности просроченной.
Отражение просроченной задолженности в учете
Специального порядка для отражения факта признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной в бухгалтерском (бюджетном) учете не установлено. Порядок аналитического учета в части срочности погашения дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечивающий корректности формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности с учетом требований, установленных пользователей такой отчетности, учреждению необходимо установить в рамках учетной политики.
Отражение просроченной задолженности в отчетности
При формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности суммы просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности отражаются:
- в графе 11 раздела 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе квартальной отчетности;
- в графе 11 раздела 1 и в разделе 2 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе годовой отчетности.
Кроме того, сведения о наличии дебиторской и кредиторской могут раскрываться в дополнительных формах бухгалтерской и бюджетной отчетности, порядок формирования и периодичность представления которых установлены установлена их пользователями в соответствии с п. 5 Инструкции N 191н и п. 8 Инструкции N 33н.
Так, например, на федеральном уровне в соответствии c п. 4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 в 2017 году в составе сводной квартальной бухгалтерской отчетности одновременно со Сведениями (ф. 0503769) представляется Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).
Последствия несвоевременного отнесения задолженности к просроченной
Неотражение или несвоевременное отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженности в составе просроченной может рассматриваться должностными лицами государственного (муниципального) контроля в качестве искажения отчетности, а, значит, послужить поводом для штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ (см., в частности, постановление Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу N 5-449/2017) или по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., например, постановление Подольского городского суда Московской области от 14.07.2017 по делу N 5-921/2017).
_______________________________
*(1) В силу положений п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества;
- недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Темы
Бюджетная отчетность. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
См. также
Подготовка к составлению бюджетной отчетности
Подготовка к составлению отчетности бюджетных и автономных учреждений
Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора)
Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.