Счет 17 "Поступления денежных средств" (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 365 Инструкции N 157н забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств" предназначен для отражения следующих операций, осуществляемых организациями госсектора через банковские (лицевые) счета, а также через кассу:
1) по поступлениям денежных средств:
- поступления сумм доходов учреждения и сумм источников финансирования дефицита средств учреждения;
- поступления сумм доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
- поступления бюджетных средств в целях осуществления выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
- поступления сумм в погашение дебиторской задолженности прошлых лет по расходам;
2) по выбытиям денежных средств в части операций по возвратам сумм доходов, за исключением возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет*(1).
По счету 17 отражается также информация об операциях, осуществляемых госучреждениями без движения денежных средств на лицевом (банковском) счете, в кассе:
- по уточнению кодов (составных частей кодов) бюджетной классификации РФ, в том числе в отношении невыясненных поступлений (см. также письмо Минфина России от 15.12.2014 N 02-06-10/64662);
- по уточнению кодов (составных частей кодов) бюджетной классификации РФ в отношении операций, подлежащих отражению в качестве уменьшения доходов, но ошибочно отраженных ранее по "расходным" кодам КОСГУ.
Аналитические данные по видам доходов, расходов и источников финансирования дефицита должны отражаться на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств", открытых к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и к счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" в части денежных расчетов (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н; п.п. 42-44 Инструкции N 33н).
Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 17 являются прежде всего документы, прилагаемые к выпискам по соответствующим лицевым (банковским) счетам, а также первичные документы, оформляемые при осуществлении операций с наличными денежными средствами.
Аналитический учет по счету 17 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 366 Инструкции N 157н). При этом обособленно учитывается информация:
- по каждому банковскому счету госучреждения;
- по каждому лицевому счету госучреждения;
- по кассе госучреждения.
Кроме того, аналитический учет ведется в разрезе видов поступлений и выбытий (по соответствующим кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ).
Согласно п. 365 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета 17 на следующий финансовый год не переносятся.
Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений предполагают осуществление операций за счет различных источников финансового обеспечения деятельности на одном лицевом (банковском) счете либо в кассе госучреждения. Так, на одном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения могут учитываться как средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, так и средства от приносящей доход деятельности и средства во временном распоряжении. В кассе бюджетных (автономных), а также казенных учреждений одновременно могут храниться наличные денежные средства в рамках различных видов финобеспечения. Этим обусловлена необходимость ведения аналитического учета по каждому банковскому (лицевому) счету, а также по кассе не только в разрезе соответствующих кодов (видов поступлений и выбытий), но и в разрезе определенных видов деятельности.
Аналитические данные по видам поступлений и выбытий, отраженные на забалансовом счете 17 по соответствующим кодам доходов, расходов и источников финансирования дефицита средств учреждения, являются основанием для отражения показателей в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (абзацы 2, 9 п. 42, абзацы 2, 9, 15 п. 44, абзац 3 п. 44.1 Инструкции N 33н) и в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (п. 55.1 Инструкции N 33н).
На лицевой счет бюджетного учреждения поступила очередная часть субсидии на выполнение государственного задания в сумме 500 000 руб. На этот же лицевой счет в рамках приносящей доход деятельности поступает аванс в счет оказания платных услуг в сумме 30 000 руб.
В бухгалтерском учете в данном случае следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
4 201 11 510 | 4 205 31 660 | 500 000, 00 | Отражено поступление на лицевой счет средств субсидии на выполнение госзадания |
Увеличение 17, Аналитические счета: - деятельность по выполнению госзадания; - код КОСГУ 130 | |||
2 201 11 510 | 2 205 31 660 | 30 000, 00 | Отражено поступление на лицевой счет суммы предварительной оплаты |
Увеличение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 130 |
В качестве операций по выбытию денежных средств, отражаемых как уменьшение по забалансовому счету 17, могут отражаться, например, следующие операции:
- по возврату ранее полученных доходов соответствующим контрагентам, независимо от периода получения этих доходов (текущий год либо прошлый отчетный период), за исключением операций по возврату субсидий (грантов) прошлых лет;
- по уплате налогов, отражаемых в учете как уменьшение доходов (налог на прибыль организаций, НДС);
- по перечислению в доход бюджета сумм возвратов дебиторской задолженности, образовавшей у учреждений (получателей субсидий) в период их деятельности в качестве получателей бюджетных средств.
До 1 января 2012 года бюджетное учреждение являлось получателем бюджетных средств, а в 2012 году оно получает субсидию на выполнение госзадания. В рамках приносящей доход деятельности по оказанию платных услуг в 2012 году бюджетное учреждение перечисляет в бюджет соответствующую сумму НДС - 40 000 руб., а также возвращает контрагенту излишне уплаченную им сумму пеней по договору - 5 000 руб. Кроме того, в бюджет перечисляется сумма, поступившая в счет погашения дебиторской задолженности, возникшей в рамках бюджетной деятельности в прошлом, 2011 году, - 60 000 руб.
В бухгалтерском учете в данном случае следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 303 04 830 | 2 201 11 610 | 40 000, 00 | В доход бюджета перечислен НДС |
Уменьшение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 130 | |||
2 205 41 560 | 2 201 11 610 | 5 000, 00 | Возвращена сумма излишне уплаченных пеней |
Уменьшение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 140 | |||
4 303 05 830 | 4 201 11 610 | 60 000, 00 | В доход бюджета перечислена сумма, поступившая в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет |
Уменьшение 17, Аналитические счета: - деятельность по выполнению госзадания; - код КОСГУ 130 |
Согласно Приложению 1 к письму Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335 при снятии денежных средств с лицевого (банковского) счета в кассу учреждения для последующей оплаты расходных обязательств в порядке расчетов наличными деньгами, на забалансовом счете 17, открытом к соответствующему лицевому (банковскому) счету, отражается уменьшение по коду 610 КОСГУ. При оприходовании наличных в кассу учреждения на забалансовом счете 17, открытом к счету 0 201 34 000 "Касса", отражается увеличение по коду 510 КОСГУ.
Приведенный выше порядок учета применим также для отражения операций по расчетам между головным учреждением и его обособленным подразделением.
В рамках деятельности по оказанию платных услуг с лицевого счета бюджетного учреждения осуществлено снятие наличных денежных средств для оплаты командировочных расходов (оплата проезда) в сумме 1 000 руб. Наличные денежные средства из кассы учреждения выданы сотруднику (подотчетному лицу).
В бухгалтерском учете в данном случае следует отразить записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 210 03 560 | 2 201 11 610 | 1 000, 00 | Перечислены средства в кассу учреждения на основании Заявки на получение наличных денег |
Увеличение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 510 | Увеличение 18, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 610 | ||
2 201 34 510 | 2 210 03 660 | 1 000, 00 | Денежные средства оприходованы в кассу учреждения |
Увеличение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 510 | Увеличение 18, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 610 | ||
2 208 12 560 | 2 201 34 610 | 1 000, 00 | Денежные средства выданы подотчетному лицу для оплаты проезда |
Увеличение 18, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 212 |
В аналогичном порядке на забалансовом счете 17, открытом к соответствующим лицевым (банковским) счетам, отражаются операции по движению денежных средств между указанными счетами бюджетных (автономных) учреждений.
В целях приобретения Долларов США в рамках приносящей доход деятельности с лицевого счета в органе казначейства бюджетное учреждение перечисляет банку 502 000 руб. На следующий день банком была приобретена и зачислена на валютный счет учреждения валюта, исходя из рыночного курса 36 руб./USD. Доллара США к рублю, установленный Банком России на день зачисления иностранной валюты, составляет 33 руб./USD.
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма | Содержание операции |
2 201 23 510 | 2 201 11 610 | 502 000, 00 руб. | С лицевого счета перечислены денежные средства, предназначенные для покупки долларов США |
Увеличение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 510 | Увеличение 18, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 610 | ||
2 201 27 510 | 2 201 23 610 | 13 888, 89 долларов США (500 000, 00 : 36) 458 333, 37 руб. (13 888, 89 х 33) | Отражено поступление на валютный счет долларов США, исходя из валютного курса, установленного Банком России |
Увеличение 17, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 510 | Увеличение 18, Аналитические счета: - приносящая доход деятельность; - код КОСГУ 610 |
________________________________
*(1) Операции по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет до вступления в силу приказа Минфина России от 16.11.2016 N 209н отражались в бухгалтерском учете в качестве уменьшения по забалансовому счету 17.
Тема
Забалансовый учет (для госсектора)
См. также
Счет 18 "Выбытия денежных средств" (для госсектора)
Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования бюджетной отчетности
Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)
Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03 (для госсектора)
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.