Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения
Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях.
Согласно ст. 6 БК РФ полномочиями администраторов доходов бюджета могут наделяться:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) органы управления государственными внебюджетными фондами;
4) Банк России;
5) казенные учреждения.
Таким образом, бюджетные и автономные учреждения не могут осуществлять полномочия администраторов доходов бюджетов.
В свою очередь, главным администратором доходов бюджета являются органы власти, местного самоуправления и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Перечень главных администраторов определяется законом (решением) о бюджете.
Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ казенные учреждения - администраторы доходов бюджета могут осуществлять, в частности, следующие полномочия:
- начисление, учет и контроль правильности исчисления, полноты и своевременности осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляют поручения в органы казначейства для осуществления возврата;
- принимают решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляют уведомления в органы казначейства;
- в случае и порядке, установленных главными администраторами доходов бюджета, формируют и представляют главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- принимают решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ). Так, казенные учреждения могут наделяться полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо им могут быть предоставлены только отдельные полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.
Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, который включает порядок взаимодействия органов Федерального казначейства с главными администраторами доходов бюджета, администраторами поступлений в бюджеты.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (п. 2 ст. 40 БК РФ).
Бюджетным законодательством выделяются следующие виды доходов:
- налоговые доходы (в том числе штрафы и пени по налогам) (п. 2 ст. 41 БК РФ);
- неналоговые доходы (п. 3 ст. 41 БК РФ);
- безвозмездные поступления (п. 4 ст. 41 БК РФ).
Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п. п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). При этом согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
Таким образом, при получении казенными учреждениями каких-либо доходов и перечислении соответствующих сумм в бюджет уполномоченные органы могут, но не обязаны доводить таким учреждениям дополнительные лимиты бюджетных обязательств (см., в частности, письма Минфина России от 16.05.2012 N 02-03-09/1740, от 07.11.2012 N 02-13-06/4672, от 12.11.2012 N 02-13-11/4717, от 14.05.2013 N 02-04-12/16702).
Данное правило в полной мере применимо и в том случае, когда соответствующие доходы направлены на компенсацию вполне определенных расходов, которые осуществило казенное учреждение или будет осуществлять в будущем. Например, при перечислении в бюджет средств, поступающих от страховых организаций в счет возмещения ущерба по договорам ОСАГО или от арендаторов в счет компенсации расходов по оплате стоимости соответствующих объемов коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенное, несложно сделать вывод: в случае принятия решения о возможности осуществления казенным учреждением приносящей доход деятельности главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств необходимо утвердить ему соответствующие лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансового обеспечения осуществления указанной деятельности (см. также письмо Минфина России от 27.03.2014 N 02-04-10/13476).
Внеплановые расходы могут осуществляться за счет дополнительно доведенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии такой возможности).
Кроме того, казенными учреждениями могут использоваться иные механизмы расчетов с контрагентами в рамках действующего законодательства. Так, например, при осуществлении страховой выплаты по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного транспортного средства (см. п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-06-10/35435).
Тема
Особенности правового положения казенных учреждений
См. также
Учет доходов бюджета в казенном учреждении
Учет доходов бюджета в казенном учреждении, наделенном полномочиями администратора в полном объеме
Расчеты казенного учреждения по поступлениям в бюджет. Счет 210 02
Налог на прибыль в органах власти (местного самоуправления)
Налог на прибыль в казенных учреждениях
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.