Бухгалтерский учет при приобретении бюджетным (автономным) учреждением нефинансовых активов по договору мены
Согласно п. 24 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам мены, признается:
- стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
- стоимость, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы (при невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением).
Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей. Иными словами, в данном случае необходимо ориентироваться на рыночную стоимость передаваемого имущества - при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации имущества его стоимость по общему правилу должна быть не ниже рыночной (если же данное условие не выполняется, то должностные лица должны располагать соответствующими обоснованиями).
При признании дохода от реализации имущества по договору мены сумма выручки отражается по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" и кредиту счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (п. п. 197, 295 Инструкции N 157н). Если договором мены не предусмотрено иное, выручка признается на дату исполнения обоими контрагентами встречных обязательств, то есть на дату последней из встречных отгрузок.
По общему правилу право собственности (оперативного управления) на обмениваемое имущество возникает после исполнения обязательств обеими сторонами. До этого момента не принадлежащее учреждению имущество должно учитываться за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Соответственно, после возникновения права оперативного управления на полученное имущество следует отразить его поступление в балансовом учете в общеустановленном порядке.
Формирование первоначальной (фактической) стоимости нефинансовых активов, поступающих в учреждение по договору мены, отражается в учете по дебету счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. п. 127, 254 Инструкции N 157н). При этом сумма НДС, предъявленная контрагентом и не включаемая в стоимость полученных нефинансовых активов в соответствии с налоговым законодательством, отражается по дебету счета 0 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и кредиту счета 0 302 00 000 (п. 224 Инструкции N 157н).
При принятии нефинансовых активов к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с их приобретением, списываются с кредита счета 0 106 00 000 в корреспонденции с дебетом счетов 0 101 00 000 "Основные средства", 0 102 00 000 "Нематериальные активы", 0 105 00 000 "Материальные запасы". Кроме того, при исполнении обязательств обеими сторонами договора мены в учете должна быть произведена запись по дебету счета 0 302 00 000 и кредиту счета 0 205 00 000.
При прямом прочтении п. 24 Инструкции N 157н можно сделать вывод: данный документ не предусматривает возможность включения в первоначальную (фактическую) стоимость нефинансовых активов, полученных по договорам мены, дополнительных расходов, которые понесло учреждение при их приобретении (например, расходов на оплату информационных услуг, затрат на доставку имущества, его наладку, установку и т. п.). На таком прочтении Инструкции N 157н основывается профессиональное суждение, согласно которому подобные затраты могут, например, отражаться в составе накладных расходов учреждения.
По нашему мнению, не будут противоречить действующему законодательству и положения учетной политики учреждения, согласно которым требования п. 24 Инструкции N 157н должны применяться во взаимосвязи с содержанием п. 23 данной инструкции. Иными словами, учетной политикой учреждения может быть предусмотрена возможность включения дополнительных расходов в первоначальную (фактическую) стоимость нефинансовых активов, полученных по договорам мены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Г. Гурашвили, консультант-эксперт
О. Емельянова, консультант-эксперт
Т. Толмачева, консультант-эксперт
Р. Гурашвили, консультант-эксперт
К. Панина, консультант-эксперт
Е. Шубенкина, консультант-эксперт
Р. Ибатуллина, консультант-эксперт
Е. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт