Учет доходов бюджета в казенном учреждении
Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях
Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (см., в частности, ст. 41, п. п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
При этом возможны, в частности, следующие варианты наделения полномочиями по администрированию конкретных видов доходов бюджетов.
1. Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.
2. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.
3. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. В этом случае казенным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов) на основании первичных учетных документов, оформляемых в этом же учреждении. А вот поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений, которому в органах казначейства открывается соответствующий лицевой счет.
Перечень первичных документов, служащих основанием для отражения операций по начислению, учету и контролю администрируемых доходов, а также сроки отражения в учете операций по начислению администрируемых доходов могут быть определены соответствующим порядком, утвержденным для подведомственных администраторов доходов главным администратором доходов в соответствии с п. 1 ст. 160.1 БК РФ*(1). Общими правилами осуществления полномочий главных администратор и администраторов доходов бюджета, которые устанавливаются на уровне публично-правового образования*(2), могут быть определены требования к содержанию нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета. При этом обязанность разработки и утверждения порядка осуществления полномочий администратора доходов бюджета может быть возложена как на главного администратора доходов, так и непосредственно на подведомственных ему администраторов доходов.
При отсутствии конкретных требований к порядку отражения в бюджетном учете "доходных" операций в порядке осуществления полномочий администратора доходов*(3), особенности отражения в учете казенного учреждения таких операций могут быть определены в его учетной политике.
В учете казенного учреждения начисление любых доходов бюджета, в том числе и поступлений в рамках приносящей доход деятельности, осуществляется с использованием счета 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), п. 77 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н). При этом начисление сумм поступлений в бюджет производится в момент:
- возникновения требований к плательщикам доходов;
- поступления от плательщиков сумм предварительных оплат.
В законодательно установленных случаях операции по уменьшение доходов бюджета, например по уменьшению на 50% суммы начисленного административного штрафа в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП, могут отражаться записью по дебету счета 401 10 в корреспонденции со счетом 205 00. Уменьшение расходов при этом относится на подстатью 174 "Выпадающие доходы" КОСГУ (письмо Минфина России от 18.04.2016 N 02-07-10/22401).
В большинстве случаев доходы, начисляемые казенными учреждениями, перечисляются плательщиками непосредственно в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-07-10/65575). С этой целью казенными учреждениями оформляются счета (иные аналогичные документы), в которых указываются все реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств и администрирования поступлений (в том числе "доходные" коды бюджетной классификации, наименования администраторов кассовых поступлений).
В то же время действующее бюджетное законодательство не исключает возможности поступления таких доходов в кассу учреждения или на лицевой счет получателя бюджетных средств.
Обмен информацией между администраторами кассовых поступлений и администраторами, осуществляющими начисление доходов, осуществляется путем обмена Извещениями (ф. 0504805).
На практике такой документооборот, как правило, инициируется администратором, осуществляющим начисление доходов, который извещает администратора кассовых поступлений об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах.
В свою очередь, администратор кассовых поступлений после поступления доходов на соответствующий лицевой счет уведомляет администратора, осуществляющего начисление доходов, о поступлении средств (завершении расчетов).
По общему правилу, следующему из положений Инструкции N 157н, любое казенное учреждение при направлении начисленных им доходов в бюджет может отразить в учете завершение расчетов только в том случае, если оно располагает документами, подтверждающими зачисление денежных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета. При этом возможность применения данного правила не зависит от того, перечисляется ли сумма в доход бюджета непосредственно дебитором, или перечисление осуществляется с лицевого счета казенного учреждения.
Как уже было указано выше, учреждение может само являться администратором кассовых поступлений и получать соответствующие выписки в органах казначейства, или же информация о поступлении средств на лицевой счет администратора может содержаться в полученном им Извещении (ф. 0504805).
К сожалению, на практике документооборот между администраторами кассовых поступлений и администраторами, осуществляющими начисление доходов, далеко не всегда организован должным образом. Так, в ответ на информацию об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах администратор, осуществляющий начисление доходов, может вовсе не получить какого-либо ответа или же может получить уведомление о том, что администратор кассовых поступлений бюджета, указанный в платежном документе на перечисление определенного дохода, по этом виду доходов полномочия администратора исполняет в полном объеме.
Порядок действий в подобных ситуациях казенному учреждению следует согласовать с главным администратором доходов бюджета (вышестоящей организацией). Например, сумма начисленного дохода (в том числе и на основании актов сверки расчетов по доходам) в конце финансового года может быть списана в дебет счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта".
_____________________________________
*(1) Смотрите, в частности:
- п. 3.15 - 3.18 Порядка осуществления бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его межрегиональными территориальными управлениями, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.05.2013 N 546;
- Приложение N 6 к постановлению администрации города Магнитогорска Челябинской области от 02.06.2014 N 7288-П "Об администрировании доходов областного бюджета";
- Приложение N 1 к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.01.2016 N П/0027 "О внесении изменений в приказ Росреестра от 28.08.2015 N П/456 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочий администраторов доходов федерального бюджета".
*(2) Смотрите, в частности:
- "Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации ...", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995;
- Порядок осуществления органами государственной власти Краснодарского края и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2013 N 301;
- Порядок осуществления органами государственной власти (государственными органами) Республики Крым, органом управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 383.
*(3) Смотрите, например:
- Раздел III Порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края бюджетных полномочий администратора доходов краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 537;
- Раздел III Порядка осуществления Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым бюджетных полномочий администратора доходов бюджета Республики Крым, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23.12.2016 N 4079.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.