Учет расчетов по возврату бюджетному (автономному) учреждению "бюджетной" дебиторской задолженности прошлых лет
В соответствии с действующим бюджетным законодательством в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ). Соответственно, у бюджетных (автономных) учреждений возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период их деятельности в качестве получателей бюджетных средств (смотрите, например, письма Минфина России от 21.02.2017 N 02-06-10/9993, от 20.09.2012 N 02-04-10/3849, от 26.09.2012 N 02-04-11/3954, от 29.01.2013 N 02-13-06/290, от 03.06.2013 N 02-03-09/20259). В доход бюджета также должны перечисляться взыскиваемые бюджетными (автономными) учреждениями на основании судебных актов денежные средства, которые были излишне получены исполнителями по контрактам, заключенным до перехода учреждений "на субсидию" (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23800).
По общему правилу при возврате дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности или за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, обязанности по перечислению соответствующих сумм в доход бюджета у бюджетных (автономных) учреждений не возникает.
Более того, в самостоятельном распоряжении бюджетного (автономного) учреждения остаются и суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей при исполнении им в прошлые годы в качестве получателя бюджетных средств смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (см., в частности, письма Минфина России от 26.09.2012 N 02-03-07/3956, от 08.10.2012 N 02-13-06/4131, от 03.06.2013 N 02-03-09/20259).
Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности при принятии уполномоченными органами решения о предоставлении учреждению, ранее являвшемуся получателем бюджетных средств, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания приведены в Методических рекомендациях (далее - Методические рекомендации), прилагаемых к письмам Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
Из содержания Методических рекомендаций недвусмысленно следует, что обязанности администратора доходов бюджета в отношении сумм "доходных" поступлений, сформированных в рамках бюджетной деятельности до перехода учреждения "на субсидию", возлагаются на орган власти (местного самоуправления), осуществляющий в отношении учреждения полномочия и функции учредителя. Соответственно, именно данные учредителя, являющегося администратором кассовых поступлений в бюджет, учреждение должно указывать в платежных (расходных) документах, оформляемых при перечислении сумм в доход бюджета.
Под суммами "доходных" поступлений в Методических рекомендациях подразумеваются дебетовые остатки по счетам 1 205 00 000, 1 209 00 000. В то же время в учете учреждения может числиться "расходная" дебиторская задолженность (дебетовое сальдо по счетам 1 206 00 000, 1 208 00 000, 1 303 00 000). Суммы, поступающие в счет погашения такой "расходной" дебиторской задолженности, также должны перечисляться в доход бюджета. Однако какие-либо специальные правила ее переноса на счет 4 303 05 000 не предусматривались.
В учете учреждения (получателя субсидии) сумма "доходной" дебиторской задолженности, подлежащая при возврате перечислению в доход бюджета, должна была одновременно отражаться:
- по дебету счетов, на которых она учитывалась в рамках исполнения бюджетной сметы, но с кодом вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания";
- по кредиту счета 4 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Дополнительные бухгалтерские записи по отражению задолженности перед бюджетом на сумму дебиторской задолженности по кредиту счета 4 303 05 000 должны были осуществляться в корреспонденции со счетами:
- 4 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (при принятии решения о "переходе на субсидию" с 1 января финансового года, в межотчетный период);
- 4 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (при принятии решения о "переходе на субсидию" в течение финансового года, с последующим списанием данных сумм при заключении счетов в ходе завершения текущего финансового года в дебет счета 4 401 30 000).
При отражении в своем учете дополнительной бухгалтерской записи по увеличению задолженности перед бюджетом учреждение должно было оформить соответствующую Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) в двух экземплярах. Один экземпляр данного документа должен был быть направлен учредителю, в обязанности которого входит администрирование доходов бюджета. На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) в бюджетном учете учредителя ожидаемые к поступлению доходы могут быть отражены по дебету счета 205 00 "Расчеты по доходам" (письмо Минфина России от 21.02.2017 N 02-06-10/9993).
После перехода "на субсидию" в учете бюджетного учреждения на счете 4 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" числится дебиторская задолженность в сумме 10 000 руб., образовавшаяся в рамках бюджетной деятельности. Данная задолженность погашена путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения. С лицевого счета сумма перечислена учреждением в доход бюджета.
В данном случае в учете бюджетного учреждения и его учредителя могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ПОЛУЧАТЕЛЬ СУБСИДИИ | |||
4 201 34 510 | 4 209 30 660 | 10 000,00 | Сумма задолженности внесена в кассу |
Увеличение (130 КОСГУ) | |||
4 210 03 560 | 4 201 34 610 | 10 000,00 | Наличные денежные средства внесены на лицевой счет из кассы учреждения |
Увеличение (510 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||
4 201 11 510 | 4 210 03 660 | 10 000,00 | Наличные денежные средства зачислены на лицевой счет |
Увеличение (510 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||
4 303 05 830 | 4 201 11 610 | 10 000,00 | Погашена задолженность учреждения перед бюджетом |
Уменьшение (130 КОСГУ) | |||
УЧРЕДИТЕЛЬ - АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА | |||
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 209 30 660 | 10 000,00 | Сумма задолженности поступила в доход бюджет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности