Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
Перечень возможных направлений расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, установлен п. 3 Правил. При этом за счет средств ФСС РФ (за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС РФ) могут быть возмещены расходы организации госсектора, связанные как с оплатой услуг (выполнения работ) в целях обеспечения предупредительных мер (например, проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда отдельных категорий работников), так и с приобретением объектов нефинансовых активов в указанных целях (например, СИЗ, тахографов, алкотестеров или алкометров, аптечек для оказания первой помощи).
Конкретные направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет сумм страховых взносов, определяются Планом финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (далее - План). При этом страхователь в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер (п. 13 Правил).
Целевое использование сумм страховых взносов, направленных на обеспечение предупредительных мер, подтверждается посредством представления в территориальный орган ФСС РФ документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).
Порядок отражения операций по расходам, осуществляемым организациями госсектора в целях обеспечения предупредительных мер за счет средств ФСС РФ, Инструкцией N 157н и Инструкциями по применению Планов счетов прямо не предусмотрен.
В соответствии с п. 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также согласно Инструкциям по применению Планов счетов, расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются на счете 0 303 06 000. При этом суммы начисленных работникам учреждения выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются по дебету счета 0 303 06 830 и кредиту счета 0 302 13 730.
В то же время, учитывая, что обязательства по уплате страховых взносов уменьшаются по факту осуществления расходов, но при этом одновременно не возникают обязательства перед какими-либо юридическими (физическими) лицами, применение счета 0 303 06 830 в корреспонденции с каким-либо аналитическим счетом счета 0 302 00 730 представляется нецелесообразным.
Кроме того, погашение задолженности перед ФСС РФ по уплате страховых взносов на сумму расходов, осуществленных учреждением в рамках иных обязательств, не влечет изменения величины расходов текущего года или расходов, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), ведь сумма начисленных страховых взносов (включая ту ее часть, за счет которой страхователю возмещаются расходы по обеспечению предупредительных мер) полностью учитывается в расходах (себестоимости) - по дебету счетов 0 401 20 000, 0 109 00 000.
Исходя из того, что положениями Инструкции N 157н порядок отражения расчетов при осуществлении расходов в целях обеспечения предупредительных мер за счет сумм страховых взносов не установлен, а применение счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" в подобных обстоятельствах нельзя считать абсолютно корректным, так как ФСС РФ, принимая решение о финансовом обеспечении указанных расходов, не осуществляет расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от лица организации госсектора, наиболее логичным представляется отражение расчетов в рамках обязательств, возникшим на основании принятого территориальным органом ФСС РФ решения, в качестве "доходной" операции.
Действующая редакция Инструкции N 157н не содержит определения понятия "доходов", а также четких критериев отнесения операций к "доходным". В свою очередь, согласно проекту приказа Минфина России "Об утверждении федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора" в качестве доходов субъекта учета рассматривается увеличение полезного потенциала его активов или поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением увеличения, связанного с вкладами имущества собственником (учредителем).
В рассматриваемой ситуации речь идет об увеличении экономических выгод организации госсектора в результате уменьшения его обязательств перед ФСС РФ при условии осуществления расходов в целях обеспечения предупредительных мер. Таким образом, для отражения расчетов с ФСС РФ по суммам страховых взносов, разрешенных к использованию в целях обеспечения предупредительных мер, с учетом положений п. 220 Инструкции N 157н вполне обоснованно может применяться счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам"*(1).
Операции по возмещению организации госсектора расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер, путем уменьшения обязательств по суммам страховых взносов, подлежащим уплате в бюджет ФСС РФ, могут быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности в качестве некассовых операций.
______________________________
*(1) До внесения соответствующих изменений в п. 220 Инструкции N 157н приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, возможность применения счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" могла быть установлена учетной политикой учреждения с соблюдением требований абзаца 20 п. 2 Инструкции N 162н, абзаца 2 п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Тема
Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ
См. также
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции
Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора)
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Формы документов
Приказ об утверждении перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Сотрудники ГАРАНТ: Бюджетная сфера:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии компании "Гарант":
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Г. Гурашвили, консультант-эксперт
О. Емельянова, консультант-эксперт
Т. Толмачева, консультант-эксперт
Р. Гурашвили, консультант-эксперт
К. Панина, консультант-эксперт
Е. Шубенкина, консультант-эксперт
Р. Ибатуллина, консультант-эксперт
Е. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
ГАРАНТ: Бюджетная сфера. Центр компетенций (экспертизы) по вопросам бюджетной методологии
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Устное и письменное консультирование.
2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.
3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.
4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.
5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.
6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).
7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.
8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.
9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.
10. Программы повышения квалификации.
11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне ("Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений"; "Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита", "Модели налогового учета в учреждениях высшего образования", "Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета" и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.