Учет материальных носителей нематериальных активов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету (п. 57 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В данном случае речь идет о таких материальных объектах, как CD и DVD диски, документы на бумажных носителях (книги, брошюры), схемы, макеты.
Согласно нормам гражданского законодательства передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на нематериальный актив (см. часть четвертую ГК РФ).
Как правило, не возникает затруднений при отражении в учете поступления нематериальных активов, если в договоре (дополнительном соглашении к нему) отдельно оговорена стоимость материальных носителей. В таких случаях в распоряжение госучреждения поступают документы, подтверждающие передачу прав на нематериальные активы, а также документы, подтверждающие передачу материальных носителей с указанием их стоимости (например, накладные).
При подобном порядке оформления договоров (контрактов) и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов (см. также письмо Минфина России от 20.09.2013 N 02-06-10/39168).
Так, например, CD и DVD диски, являющиеся материальными носителями нематериальных активов, могут приниматься к учету в составе материальных запасов и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам.
В то же время достаточно часто в договорах (контрактах) не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей нематериальных активов, поступающих в оперативное управление госучреждений.
В подобных ситуациях желательно руководствоваться следующим правилом. Если материальные носители непосредственно связаны с созданием (приобретением) нематериального актива, то в качестве самостоятельных объектов к балансовому учету они могут не приниматься и, соответственно, могут отражаться только за балансом. В балансовом же учете их стоимость, по сути, учитывается при формировании первоначальной стоимости нематериального актива.
Казенное учреждение приобретает исключительные права на программное обеспечение. Первоначальная стоимость данного нематериального актива, сформированная в установленном порядке, равна 150 000 руб. В контракте отдельно оговорена обязанность по оплате стоимости DVD дисков (материальных носителей программного обеспечения) в сумме 5 000 руб. Передача дисков оформлена накладной.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 102 30 320 | КРБ 1 106 32 320 | 150 000, 00 | Принят к учету нематериальный актив (по сформированной первоначальной стоимости) |
КРБ 1 105 36 340 | КРБ 1 302 34 730 | 5 000, 00 | В составе материальных запасов учтены материальные носители нематериального актива (DVD диски) |
КРБ 1 401 20 272 | КРБ 1 105 36 440 | 5 000, 00 | DVD диски переданы ответственном лицу |
В Инвентарной карточке нематериального актива сделана отметка о наличии материальных носителей, а также о передаче их ответственному лицу | |||
Увеличение 52 "Материальные носители нематериальных активов" | 1, 00 | В соответствии с требованиями учетной политики материальные носители учтены на специальном забалансовом счете |
Бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности заключает с физическим лицом договор, предметом которого является написание аранжировки песни. Первоначальная стоимость данного нематериального актива, сформированная в установленном порядке, равна 10 000 руб. Аранжировка получена учреждением в виде нотной записи. Данная нотная запись является материальным носителем созданного произведения, однако ее стоимость в договоре отдельно не выделена.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 102 30 320 | 2 106 32 320 | 2 102 30 000 | 2 106 32 000 | 10 000, 00 | Принят к учету нематериальный актив (по сформированной первоначальной стоимости) |
В Инвентарной карточке нематериального актива сделана отметка о наличии материальных носителей, а также о передаче их ответственному лицу | |||||
Увеличение 52 "Материальные носители нематериальных активов" | Увеличение 52 "Материальные носители нематериальных активов" | 1, 00 | В соответствии с требованиями учетной политики материальный носитель учтен на специальном забалансовом счете |
Тема
Нематериальные активы. Счет 102 00 (для госсектора)
См. также
Срок полезного использования нематериальных активов (для госсектора)
Инвентарный объект нематериальных активов (для госсектора)
Первичные документы по учету нематериальных активов госучреждения
Регистры бухгалтерского учета, применяемые для учета нематериальных активов (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.