Учет операций со средствами, полученными во временное распоряжение и не истребованными кредиторами (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Средства, поступившие во временное распоряжение казенных учреждений и не истребованные законными владельцами в течение срока исковой давности, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета наряду с иными доходами, получаемыми казенными учреждениями (ст. 41 БК РФ). Если перечисление денежных средств во временном распоряжении в доход бюджета осуществляется в связи с тем, что сумма кредиторской задолженности не была подтверждена по результатам инвентаризации кредитором, то эту сумму необходимо отразить на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" для наблюдения в течение срока исковой давности (п. 371 Инструкции N 157н).
В казенное учреждение поступили средства во временном распоряжении в сумме 10 000 руб. Средства были внесены в кассу, а затем сданы на лицевой счет, на котором хранились в течение всего срока исковой давности. По истечении такого срока в установленном порядке принято решение о перечислении суммы, не истребованной законным владельцем, в доход бюджета.
Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КИФ 3 201 34 510 | гКБК 3 304 01 730 | 10 000, 00 | В кассу учреждения поступили средства во временном распоряжении |
Увеличение (510 КОСГУ) | |||
гКБК 3 210 03 560 | КИФ 3 201 34 610 | 10 000, 00 | Денежные средства внесены на лицевой счет |
Увеличение (610 КОСГУ) | |||
гКБК 3 201 11 510 | гКБК 3 210 03 660 | 10 000, 00 | Денежные средства зачислены на лицевой счет |
Увеличение (510 КОСГУ) | |||
КДБ 1 209 83 560 | КДБ 1 401 10 180 | 10 000, 00 | По истечении срока исковой давности принято решение о перечислении средств в доход бюджета, начислены доходы бюджета |
гКБК 3 304 01 830 | гКБК 3 201 11 610 | 10 000, 00 | Денежные средства перечислены в доход бюджета |
Увеличение (610 КОСГУ) | |||
КДБ 1 210 02 180 | КДБ 1 209 83 660 | 10 000, 00 | Денежные средства зачислены в доход бюджета |
В бюджетных (автономных) учреждениях средства во временном распоряжении, которые не были истребованы законным владельцем в течение срока исковой давности, могут переводиться в состав собственных средств учреждений путем списания соответствующих сумм в дебет и кредит счета 3 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции N 157н).
Списание задолженности осуществляется при наличии документов, подтверждающих:
- ликвидацию (смерть) кредитора (владельца);
- отсутствие требований со стороны правопреемников (наследников).
Если перевод средств во временном распоряжении в состав собственных средств бюджетного (автономного) учреждения осуществляется в связи с тем, что сумма кредиторской задолженности не была подтверждена по результатам инвентаризации кредитором, то эту сумму необходимо отразить на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" для наблюдения в течение срока исковой давности (п. 371 Инструкции N 157н).
В учете бюджетного (автономного) учреждения числится кредиторская задолженность по средствам во временном распоряжении в сумме 10 000 руб. По итогам проведенной инвентаризации расчетов данная задолженность кредитором не подтверждена. В учреждении в установленном порядке принято решение о зачислении суммы, не истребованной законным владельцем, в состав собственных средств организации.
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 209 83 560 | 2 401 10 180 | 2 209 83 000 | 2 401 10 180 | 10 000, 00 | На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) списана задолженность по средствам во временном распоряжении с одновременным начислением доходов в рамках приносящей доход деятельности |
3 304 01 830 | 3 304 06 730 | 3 304 01 000 | 3 304 06 000 | ||
Увеличение | Увеличение | 10 000, 00 | Списанная задолженность учтена за балансом | ||
2 304 06 830 | 2 209 83 660 | 2 304 06 000 | 2 209 83 000 | 10 000, 00 | Отражено погашение задолженности по начисленным доходам |
3 304 06 830*(1) | 3 201 11 610 | 3 304 06 000 | 3 201 11 000 | 10 000, 00 | Денежные средства учтены в рамках приносящей доход деятельности |
Увеличение (610 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||||
2 201 11 510*(1) | 2 304 06 730 | 2 201 11 000 | 2 304 06 000 | ||
Увеличение (180 КОСГУ) | Увеличение (180 КОСГУ) |
___________________
*(1) Корреспонденция счетов применяется для корректировки остатка средств в разрезе источников финобеспечения при осуществлении некассовых операций (без движения средств на лицевом (банковском) счете) по источникам финобеспечения, операции со средствами которых отражаются на одном лицевом (банковском) счете. Необходимость применения указанных корреспонденции обусловлена требованиями п.п. 196-210 Раздела 14 Контрольных соотношений, согласно которым показатели в графах 5-7 по строке 700 Раздела 3 Отчета (ф. 0503737) по каждому из видов финобеспечения равны разности между суммами остатков средств на начало и на конец отчетного периода по счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" в Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) в разрезе каждого из источников финобеспечения. Вместе с тем порядок ведения учета и формирования отчетности для подобных ситуаций не урегулирован, поэтому рекомендации, содержащиеся в данном материале, желательно применять по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности