Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при осуществлении расчетов с плательщиками ЕНВД
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
До 1 июля 2018 года*(1) организации и индивидуальные предприниматели - налогоплательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года) (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
Данная норма применяется:
- при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ;
- при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарного чека, квитанции) (см. письмо Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348).
Отказ от применения контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД является правом, а не обязанностью. Иными словами, такие организации (индивидуальные предприниматели) вправе самостоятельно определять: применять ли им контрольно-кассовую технику или предоставлять клиентам соответствующие оправдательные документы.
Документы, подтверждающие прием денежных средств, выдаются плательщиками ЕНВД только по требованию физического лица, то есть законодательством не предусмотрена обязательная выдача подтверждающих документов всем клиентам.
Согласно прежней редакции п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ выдаваемый в рассматриваемой ситуации документ (в том числе товарный чек) должен содержать следующие реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование (для организации), фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя);
- ИНН;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Перечисленные выше требования в основном соответствуют требованиям к первичному учетному документу, изложенным в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Действующее законодательство не регламентирует способ заполнения, а также порядок изготовления документов, предоставляемых плательщиками ЕНВД. Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, установлены только требования по изготовлению и оформлению бланков строгой отчетности (в том числе требование по изготовлению таких бланков типографским способом или с использованием специальной автоматизированной системы). Следовательно, все обязательные реквизиты могут быть указаны в товарном чеке (квитанции, ином документе), оформляемом плательщиком ЕНВД от руки, автоматизированным или комбинированным способом.
Согласно действующим нормативным правовым актам подотчетное лицо не обязано прилагать к авансовому отчету какие-либо документы, подтверждающие:
- применение организацией (индивидуальным предпринимателем), у которого им приобретались товары (работы, услуги), какого-либо специального налогового режима;
- факт применения (неприменения) такой организацией (индивидуальным предпринимателем) контрольно-кассовой техники.
В свою очередь, действующее в настоящее время законодательство не обязывает организации (индивидуальных предпринимателей) предоставлять подобную информацию по запросам клиентов-физических лиц.
В то же время при предоставлении сотрудниками вместо чеков контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности иных документов, подтверждающих прием денежных средств, в госучреждении желательно осуществлять определенные мероприятия, позволяющие минимизировать риски возникновения разногласий с контролирующими органами.
Так, прежде всего желательно убедиться, что при осуществлении определенной деятельности на определенной территории вообще возможно применение ЕНВД. Напомним, что система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Для неприменения контрольно-кассовой техники также необходимо, чтобы соответствующий вид деятельности был поименован в п. 2 ст. 346.26 НК РФ и организация (индивидуальный предприниматель) не была обязана применять бланки строгой отчетности в соответствии с требованиями п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Как было указано выше, действующее законодательство не обязывает организации (индивидуальных предпринимателей) при расчетах с физическими лицами предоставлять копии документов, подтверждающих применение ими специальных налоговых режимов или указывать свои адреса (в том числе фактические) на товарных чеках (квитанциях). В то же время и запрета на подобные действия не существует и, следовательно, такая информация может истребоваться подотчетными лицами до совершения сделок и в том или ином виде прилагаться к авансовым отчетам. В частности, подотчетные лица могут самостоятельно указывать адреса осуществления определенных операций, например, на оборотной стороне товарных чеков (квитанций).
Реализовать подобные мероприятия позволит соответствующий инструктаж сотрудников: они должны понимать, в каких случаях могут не выдаваться чеки контрольно-кассовой техники и бланки строгой отчетности; перед оплатой подотчетным лицам необходимо выяснять, какие документы могут быть оформлены и т.д.
Чтобы исключить сомнения и/или провести контрольные мероприятия по проверке информации о продавце - организации или индивидуальном предпринимателе, можно обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении информации из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП соответственно (см. ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; п. 1 постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462; п.п. 2, 15, 17 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н).
___________________________________
*(1) Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" внесены изменения. Переходные положения предусмотрены статьей 7 Закона N 290-ФЗ.
Тема
Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
См. также
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения c предоставлением бланков строгой отчетности
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Приобретение сотрудником имущества у частных лиц (для госсектора)
Оформление расчетов при направлении в командировку группы работников (для госсектора)
Виды деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД
Получение общедоступной информации о контрагенте
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности