Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Все чаще для удостоверения договора перевозки как на воздушном, так и на железнодорожном транспорте используются электронные билеты, в которых информация о перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме.
В таких случаях подотчетные лица могут подтверждать факт оплаты путем предоставления бланков строгой отчетности:
1) при поездках на воздушном транспорте - маршрут/квитанцией электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выпиской из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок)*(1);
2) при поездках на железнодорожном транспорте - контрольным купоном электронного проездного документа (билета) (выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте).
Перечисленные выше бланки могут распечатываться с использованием любой техники, имеющейся в распоряжении подотчетных лиц, и не требуют какого-либо дополнительного удостоверения их подлинности. В то же время не будет противоречить положениям действующего законодательства и требование должностных лиц госучреждения об удостоверении подлинности таких документов путем проставления на них подотчетными лицами записи, содержащей:
- просьбу компенсировать расходы, осуществление которых подтверждает маршрут/квитанция или контрольный купон;
- подпись подотчетного лица;
- дату.
В п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 и п. 2 приказа Минтранса РФ от 21.08.2012 N 322 недвусмысленно указано, что маршрут/квитанция и контрольный купон являются бланками строгой отчетности. Формы электронных билетов, а также реквизиты маршрут/квитанции и контрольного купона утверждены Минтрансом России в соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Следовательно, такие документы равнозначны в целях подтверждения факта осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств или платежных карт чекам контрольно-кассовой техники.
В то же время некоторые специалисты уполномоченных органов власти до сих пор полагают, что факт оплаты электронных билетов необходимо подтверждать путем предоставления дополнительных документов, а именно:
- чеков контрольно-кассовой техники;
- выписок из электронных систем платежа;
- слипов, чеков электронных терминалов, через которые оплата производилась с использованием банковских карт;
- справок кредитных организаций, подтверждающих совершение операций по оплате стоимости электронных билетов с использованием средств определенных физических лиц;
- бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом или с использованием специальных автоматизированных систем.
Безусловно, предоставление подотчетными лицами перечисленных выше документов в добровольном порядке позволит минимизировать риски возникновения претензий со стороны контролирующих органов. Однако обоснованность решения должностных лиц госучреждения об обязательном их истребовании при предоставлении авансовых отчетов весьма сомнительна.
В случае предоставления подотчетным лицом дополнительных документов, подтверждающих факт оплаты электронных билетов с использованием платежной (банковской) карты, необходимо обратить особое внимание на держателя карты, посредством которой производилась оплата. Если держателем такой карты подотчетное лицо не является, то к авансовому отчету желательно приложить документы, подтверждающие оплату электронного билета третьим лицом по поручению и за счет сотрудника:
- договор поручения;
- доверенность в простой письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- расписку в произвольной форме на передачу сотрудником денег на оплату электронного билета доверенному лицу;
- документы, подтверждающие внесение доверенным лицом полученных денежных средств на "карточный" счет (например, справку, оформленную в кредитной организации).
В соответствии со ст. 159 ГК РФ договор поручения между гражданами может быть заключен в устной форме, однако в рассматриваемой ситуации целесообразно его письменное оформление. Заверять у нотариуса доверенность и расписку не нужно - гражданским законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение сделки между гражданами, предметом которой является внесение денежных средств, например, в счет оплаты стоимости электронного билета (п. 2 ст. 185 ГК РФ). Доверенность должна быть датирована более ранней датой, чем дата платежа.
Подтверждение факта предоставления услуги воздушной перевозки может осуществляться на основании посадочных талонов, выдаваемым пассажирам при регистрации на рейс (см. п. 84 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, а также письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-03-04/1, от 26.03.2014 N 02-07-10/13424).
В случае электронной регистрации на рейс проездные документы (посадочные купоны) клиентами Российских железных дорог, приобретающими электронные билеты, могут не оформляться (за исключением проезда в международном сообщении). В то же время в соответствии с порядком, утвержденным руководителем госучреждения, подтверждение факта предоставления услуги железнодорожной перевозки может осуществляться на основе проездного документа (посадочного купона), который сотрудники могут получать в билетных кассах или терминалах самообслуживания перед осуществлением поездки.
Утраченные маршрут/квитанции или контрольные купоны могут быть восстановлены подотчетными лицами с использованием систем удаленного доступа или непосредственно в транспортных организациях. Факт осуществления перевозки при утрате посадочного талона (посадочного купона) может подтверждаться справкой транспортной организации или ее представителя, в которой должна содержаться вся информация, которая была указана в утраченных документах, в частности:
- инициалы и фамилия пассажира;
- номер рейса;
- дата отправления;
- время окончания посадки на рейс;
- номер выхода на посадку (номер платформы, пути);
- номер места.
Желательно, чтобы в такой справке помимо указанной выше информации содержались данные о том, что билет, оформленный на соответствующего пассажира, не был возвращен перевозчику. Кроме того, в подобных ситуациях факт осуществления поездки косвенно может подтверждаться содержанием иных документов, прилагаемых к авансовым отчетам (например, документами, подтверждающими проживание в гостинице).
________________________________________
*(1) Кроме того, согласно приказу Минтранса России от 18.05.2010 N 116, клиентам авиакомпаний может оформляться электронный многоцелевой документ, который используется при оказании услуг пассажирам (в том числе дополнительных услуг), взимании сборов и платы. Информация об услуге, сборе или плате в электронном многоцелевом документе представлена в электронно-цифровой форме, а квитанция такого документа является бланком строгой отчетности.
Тема
Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
См. также
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения c предоставлением бланков строгой отчетности
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при осуществлении расчетов с плательщиками ЕНВД
Приобретение сотрудником имущества у частных лиц (для госсектора)
Оформление расчетов при направлении в командировку группы работников (для госсектора)
Учет авиабилетов в госучреждении
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.