Приобретение сотрудником имущества у частных лиц (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Решение об утверждении Авансового отчета (ф. 0504505) принимается руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) прежде всего на основании прилагаемых к нему документов, подтверждающих в установленном порядке произведенные расходы (п. 216 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).
В отдельных случаях сотрудники госучреждений могут приобретать имущество у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом они не наделяются полномочиями на совершение сделок от имени учреждений (им не выдаются соответствующие доверенности).
Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, должны совершаться сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
Следовательно, при определенных обстоятельствах (в зависимости от стоимости приобретаемого имущества) при приобретении сотрудниками госучреждений имущества у частных лиц сделки могут совершаться устно. В то же время, во избежание разногласий с контролирующими органами, в подобных ситуациях представляется целесообразным составление Договора купли-продажи в простой письменной форме.
Договор купли-продажи составляется согласно положениям главы 30 ГК РФ. В таком договоре обязательно должны быть указаны наименование, количество, ассортимент и стоимость товара, а также права, обязанности и ответственность сторон, срок передачи товара, порядок оплаты и другие условия, предусмотренные главой 30 ГК РФ.
Любой договор содержит реквизиты сторон. Физические лица обычно приводят фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, место жительства и ИНН (если имеется).
Исполнение обязательств по договору (передача товара продавцом и его оплата покупателем) подтверждается Актом. Факт оплаты имущества покупателем дополнительно может подтверждаться Распиской, составленной в произвольной форме.
Акт должен быть оформлен в письменной форме и подписан сторонами договора. Акт приема-сдачи имущества может быть составлен в произвольной форме, однако в целях бухгалтерского и налогового учета обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности подотчетного лица;
- личные подписи сторон договора купли-продажи, с указанием фамилий и инициалов.
Таким образом, при приобретении сотрудником госучреждения имущества у частного лица решение об утверждении Авансового отчета и оприходовании приобретенных активов может быть принято на основании:
- Договора купли-продажи;
- Акта приема-передачи имущества;
- Расписки о передаче покупателем денежных средств.
Постановка приобретенного имущества на учет должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения. В частности, на Авансовом отчете (прилагаемых к нему документах) соответствующим материально ответственным лицом могут быть сделаны отметки об оприходовании объекта в установленном порядке (поступлении имущества на склад). Вместе с имуществом сотрудник должен передать уполномоченным должностным лицам госучреждения также соответствующую техническую (иную) документацию (при ее наличии).
Для принятия к балансовому учету приобретенного имущества госучреждением может быть дополнительно оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Тема
Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
См. также
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения c предоставлением бланков строгой отчетности
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при осуществлении расчетов с плательщиками ЕНВД
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Оформление расчетов при направлении в командировку группы работников (для госсектора)
Расписка в получении денежных средств
Формы документов
Пример заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности