Денежные средства в кассе. Счет 201 34 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 166 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 201 34 "Касса" учитываются наличные денежные средства в кассе учреждения:
- в валюте РФ;
- в иностранной валюте.
При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции N 157н и Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
В частности, прием в кассу и выдача из кассы наличных денег оформляются кассовыми документами:
- Приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001);
- Расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).
Внесение исправлений в кассовые документы не допускается (п. 4.7 Указания N 3210-У).
Регистрация оформленных кассовых ордеров осуществляется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) (Приложение N 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).
Помимо кассовых документов при ведении кассы применяются и другие документы:
- кассовая книга (ф. 0504514);
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. 0310005).
При приеме в кассу наличных денежных средств от физических лиц госучреждения в общеустановленном порядке применяют контрольно-кассовую технику (см. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При этом в установленном действующим законодательством порядке вместо чеков контрольно-кассовой техники физическим лицам могут выдаваться бланки строгой отчетности, утвержденные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Такой порядок в настоящее время определен Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов (ф. 0504053) с приложением квитанций (копий). Возможность хранения этих средств у уполномоченных лиц (вне кассы) действующим законодательством не предусмотрена (письмо Минфина России от 21.06.2013 N 02-06-10/23405).
Выдача из кассы денежных средств под отчет производится по Расходному кассовому ордеру (ф. 0310002), оформляемому на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме и содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
В отличие от требований п. 4.3 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П, согласно которым заполнение строки "Получил (сумма прописью)" в расходном кассовом ордере должно было осуществляться получателем наличных денег только собственноручно, п. 6.2 Указания N 3210-У не содержит подобной нормы. Согласно п. 6.2 Указания N 3210-У при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру (ф. 0310002) кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. Вместе с тем, из Указаний N 3210-У не следует, что заполнение строки "Получил (сумма прописью)" получателем наличных денег будет являться нарушением.
При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет нескольким лицам может применяться Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501), к которой оформляется один (общий) Расходный кассовый ордер (ф. 0310002). Ведомости (ф. 0504501) составляются раздельно по видам (основаниям) выплат:
- на заработную плату;
- хозяйственные расходы;
- командировочные расходы;
- другие нужды.
При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на оплату труда, денежного довольствия или содержания, стипендий (ф. 0504046).
Расходный кассовый ордер (ф. 0310002) в момент выдачи денежных средств раздатчикам для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий не оформляется.
С кассирами, контролерами, кассирами-контролерами (в том числе старшими), а также другими работниками, выполняющими обязанности кассиров (контролеров), желательно заключать договоры о полной материальной ответственности (п. 2 части первой ст. 243, ст. 244 ТК РФ; п. 1 Перечня, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85)*(1).
Должностные лица, организации могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ в следующих случаях:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (согласно п. 6 Указаний Банка России 07.10.2013 N 3073-У такой размер составляет 100 000 руб.);
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
По иным нарушениям порядка ведения кассовых операций административная ответственность действующим законодательством не предусмотрена - указание на такие нарушения может содержаться в материалах проверок. На основании подобных материалов уполномоченными должностными лицами могут приниматься кадровые и иные организационные решения. К нарушениям, за которые не предусмотрена административная ответственность, может быть отнесено, например, оформление строки "Получил (сумма прописью)" в Расходном кассовом ордере с применением средств автоматизации. Однако даже подобное нарушение не может рассматриваться в качестве основания для признания кассовых ордеров недействительными и не подлежащими учету, если сама операция по выдаче наличных денежных средств фактически осуществлялась.
Согласно п. п. 167, 168 Инструкции N 157н учет операций по счету ведется в Кассовой книге (ф. 0504514) учреждения и в Журнале операций по счету "Касса" (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.
При этом операции с наличными денежными средствами в иностранной валюте отражаются на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514) по видам иностранных валют.
Группировка данных о кассовом исполнении по доходам, расходам, иным выплатам (поступлениям) осуществляется организациями госсектора на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" (п.п. 365-368 Инструкции N 157н). Ведение аналитического учета на забалансовых счетах, открытых к счету 0 201 34 000 "Касса", позволяет "расшифровать" по кодам бюджетной классификации и видам финобеспечения деятельности остаток наличных денежных средств в кассе на любую дату.
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета денежных средств в кассе, см. в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
___________________________
*(1) Заключение договора о полной материальной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя (постановление Президиума Томского областного суда от 27.03.2013 N 44г-20/2013, определение Верховного суда Республики Мордовия от 10.01.2012 N 33-6/57). В то же время в ходе мероприятий финансового контроля (аудита) факт незаключения организацией госсектора договоров о полной материальной ответственности с кассирами может рассматриваться в качестве недостатка.
Тема
Денежные средства. Счет 201 00 (для госсектора)
См. также
Определение в казенном учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Определение в бюджетном (автономном) учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Учет операций, номинированных в иностранных валютах (для госсектора)
Выдача наличных денег из кассы
Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций
Расчеты наличными денежными средствами
Формы документов
Заявление на получение денежных средств под отчет
Справка о фактическом наличии денежных средств, хранящихся в кассе
Пример заполнения Инвентаризационной описи наличных денежных средств (ф.0504088)
Еще...
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.