Забалансовый учет (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Отдельные объекты учета (в частности, материальные ценности и обязательства) в соответствии с применяемой в настоящее время методологией бухгалтерского учета не подлежат учету на балансе организации госсектора. В то же время данные о таких объектах учета могут быть необходимы для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности - отсутствие информации о них в отчетности может повлиять на экономические решения учредителей учреждения и иных пользователей отчетности.
Для систематизации указанных выше данных предназначены забалансовые счета, учет на которых должен быть организован в соответствии с положениями п.п. 332 - 392 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). При этом организация госсектора вправе вводить дополнительные забалансовые счета (помимо забалансовых счетов, предусмотренных Инструкцией N 157н) для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.
Объекты, учитываемые на забалансовых счетах | |||
Имущество | Иные объекты учета (в т.ч. расчеты; обязательства, ожидающие исполнения) | ||
Не закрепленное на праве оперативного управления | Закрепленное на праве оперативного управления | Подлежащие учету за балансом согласно Инструкции N 157н | Подлежащие учету за балансом согласно учетной политики госучреждения |
- арендованное; - полученное с правом безвозмездного пользования - на хранении; - поступившее в переработку; - полученное по централизованным закупкам; - иное имущество | - приобретенное в целях награждения (дарения); - оплаченное по централизованным закупкам; - награды, призы, кубки; - основные средства - движимое имущество стоимостью до 3 000 руб, введенные (переданные) в эксплуатацию (кроме библиотечного фонда); - периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости; - бланки строгой отчетности; - специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам); - экспериментальные устройства; - иные ценности |
Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, то есть метод двойной записи не применяется - факты хозяйственной жизни отражаются просто в качестве увеличения или уменьшения показателя соответствующего забалансового счета.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
Объекты учета, учитываемые на забалансовых счетах, при определенных обстоятельствах могут приниматься к балансовому учету. При этом должен корректироваться финансовый результат учреждения, то есть соответствующие суммы должны отражаться по дебету (кредиту) счетов 401 10 "Доходы текущего финансового года" или 401 20 "Расходы текущего финансового года".
Подобные учетные процедуры, например, применяются в отношении объектов, учитываемых на следующих счетах:
- 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" - при возобновлении процедуры взыскания задолженности или поступлении средств в погашение задолженности;
- 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" - если после демонтажа запасных частей их использование в составе конкретного транспортного средства не планируется и они подлежат реализации;
- 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" - при регистрации денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором.
В отдельных случаях имущество может одновременно учитываться как в балансовом, так и в забалансовом учете - такой учетный прием применяется в отношении имущества, переданного госучреждением в аренду или безвозмездное пользование (п. п. 33, 381, 383 Инструкции N 157н). В аналогичном порядке в целях обеспечения управленческого учета может учитываться, например, имущество, передаваемое госучреждением контрагентам для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты его стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), то есть давальческие материалы.
Применение забалансовых счетов может быть обусловлено также необходимостью дополнительного учета фактов хозяйственной жизни в разрезе кодов бюджетной классификации. В этих целях организациями госсектора используются, например, забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств". Такое учетное решение позволяет, в частности, получать оперативную информацию в разрезе кодов бюджетной классификации как по движению наличных денежных средств, так и по их остатку в кассе.
Тема
Бухгалтерский учет в организациях госсектора
См. также
Счет 01 "Имущество, полученное в пользование" (для госсектора)
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (для госсектора)
Счет 03 "Бланки строгой отчетности" (для госсектора)
Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (для госсектора)
Счет 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" (для госсектора)
Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (для госсектора)
Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (для госсектора)
Счет 17 "Поступления денежных средств" (для госсектора)
Счет 18 "Выбытия денежных средств" (для госсектора)
Счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (для госсектора)
Счет 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации" (для госсектора)
Счет 23 "Периодические издания для пользования" (для госсектора)
Госучреждение. Счет 24 "Имущество, переданное в доверительное управление"
Счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (для госсектора)
Счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.