Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Для учета расчетов по суммам доходов организациями госсектора применяется счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н). На счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
- доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам;
- поступивших от плательщиков предварительных оплат (обособленно, на специальном аналитическом счете).
Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). При этом в учете отражаются бухгалтерские записи по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" и кредиту счетов 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года", 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" с указанием соответствующих кодов:
- вида финансового обеспечения (деятельности);
- классификации доходов бюджета (в установленном порядке).
Задолженность плательщиков доходов отражается на счете 205 00 с учетом сумм НДС, предъявляемых организациями госсектора контрагентам.
Порядок применения бюджетными и автономными учреждениями счета 205 82 "Расчеты по невыясненным поступлениям" положениями п. 92 Инструкции N 174н и п. 95 Инструкции N 183н не определен.
Согласно требованиям п.п. 197, 220 Инструкции N 157н в организации госсектора должен быть произведен анализ всех получаемых доходов. Дело в том, что в настоящее время для учета расчетов по доходам используется не только счет 205 00, но и счет 209 00:
"Расчеты по доходам" |
"Расчеты по ущербу и иным доходам" |
Доходы текущего года и будущих периодов | |
Доходы в виде субсидий, предоставляемых в соответствии со ст.ст. 78.1, 78.2 БК РФ Основания: Устав, Соглашение | Доходы, которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности, получением безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов), выполнением функций, в частности: - возмещение ущерба; - компенсация затрат (в т.ч. при "переплате" заработной платы); - страховое возмещение (в т.ч. по ОСАГО); - реализация имущества. Доходы обусловлены регистрацией организации госсектора в качестве юридического лица и закреплением за ней имущества. Они могут поступать даже в том случае, если организация не осуществляет приносящей доход деятельности. |
Доходы, поступающие в рамках ОМС Основание: Устав, Договор | |
Доходы в виде безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов) Основание: Устав, Договор | |
Доходы в связи с оказанием платных услуг (реализацией товаров, выполнением работ за плату), в т.ч. доходы от сдачи имущества в аренду Основание: 1. Устав, в котором предусмотрена возможность соответствующей деятельности 2. Договор | |
Доходы в связи с выполнением функций (поступления, администрируемые организациями госсектора в рамках возложенных на них полномочий) Основания: Положение, Устав, требования законодательства РФ |
Государственное (муниципальное) учреждение заключило договор на оказание платной услуги. Стоимость услуги, оказываемой казенным учреждением, составляет 150 000 руб, НДС не облагается*(1). Стоимость услуги бюджетного (автономного) учреждения, оказываемой в рамках приносящей доход деятельности, составляет 177 000 рублей, в том числе НДС 27 000 рублей. Предусмотрена предварительная оплата в сумме 118 000 руб. Расчеты производятся в безналичном порядке.
В учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи*(2):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660, Авансы полученные | 2 201 11 510 (2 201 11 000) | 2 205 31 660 (2 205 31 000), Авансы полученные | 118 000, 00 | Поступила сумма предварительной оплаты по договору на оказание услуг |
Увеличение (130 КОСГУ) | |||||
- | - | 2 210 11 560 (2 210 11 000) | 2 303 04 730 (2 303 04 000) | 18 000, 00 (118 000 х 18 / 118) | Начислен НДС с полученной предоплаты |
КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 10 130 | - | - | 150 000, 00 | Учреждением оказаны услуги, составлен соответствующий акт |
- | - | 2 205 31 560 (2 205 31 000) | 2 401 10 130 | 177 000, 00 | |
- | - | 2 401 10 130 | 2 303 04 730 (2 303 04 000) | 27 000. 00 (150 000 х 18%) | Начислен НДС с выручки от реализации |
- | - | 2 303 04 830 (2 303 04 000) | 2 210 11 660 (2 210 11 000) | 18 000, 00 | НДС, ранее уплаченный в бюджет с предоплаты, принят к вычету |
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660 | - | - | 32 000, 00 (150 000 - 118 000) | Контрагентом произведен окончательный расчет*(3) |
- | - | 2 201 11 510 (2 201 11 000) | 2 205 31 660 (2 205 31 000) | 59 000, 00 (177 000 - 118 000) | |
Увеличение (130 КОСГУ) | |||||
КДБ 1 205 31 560 (Авансы полученные) | КДБ 1 205 31 660 | 2 205 31 560 (2 205 31 000), Авансы полученные | 2 205 31 660 (2 205 31 000) | 118 000, 00 | Зачтена сумма ранее перечисленной предварительной оплаты |
Аналитический учет расчетов по платежам в доход бюджета ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. 200 Инструкции N 157н).
Отражение операций по счету 205 00 осуществляется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. 201 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по доходам, смотрите в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
______________________________
*(1) Оказание любых услуг казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В то же время при оказании услуг бюджетными и автономными учреждениями НДС исчисляется в общеустановленном порядке.
*(2) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(3) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.
Тема
Финансовые активы. Счет 200 00 (для госсектора)
См. также
Учет доходов бюджета в казенном учреждении
Учет расчетов по доходам в бюджетном (автономном) учреждении
Учет расчетов по доходам в иностранных валютах (для госсектора)
Финансовый результат. Счет 400 00 (для госсектора)
Учет операций по реализации металлолома (для госсектора)
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.