Операции по возврату бюджетному (автономному) учреждению дебиторской задолженности
По общему правилу поступление сумм в погашение "расходной" дебиторской задолженности (в том числе "расходной" дебиторской задолженности прошлых лет), учитывается бюджетными (автономными) учреждениями как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам (составным частям кодов) классификации расходов бюджета, по которым ранее такие кассовые выплаты отражались в учете. При невозможности соотнести конкретное поступление с ранее произведенной выплатой поступление денежных средств отражается в учете по коду 180 "Прочие доходы" КОСГУ*(1).
В соответствии с действующим законодательством у бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности (в том числе дебиторской задолженности прошлых лет), образовавшейся:
- за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, далее - Закон N 174-ФЗ);
- в рамках приносящей доход деятельности (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
Подлежат перечислению в доход бюджета:
- не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений (ч. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.17 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
- остатки субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме, соответствующей не достигнутым показателям задания, если такое требование предусмотрено в публично-правовом образовании (ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Кроме того, согласно ст. 242 БК РФ в доход бюджета в текущем финансовом году должны перечисляться суммы, поступающие бюджетным (автономным) учреждениям в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет. Их поступление (в части задолженности, числящейся на счетах 0 205 00 000, 0 209 00 000), отражается в учете по коду КОСГУ 130, а перечисление в бюджет учитывается в качестве уменьшения данных доходов (см., в частности, первый абзац п. 2.1 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335). Суммы возврата "бюджетной" дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей в результате расходных операций (дебетовое сальдо по счетам 0 206 00 000; 0 208 00 000; 0 303 00 000), подлежат отражению как восстановление кассового расхода по тем кодам КОСГУ, по которым ранее были произведены кассовые выплаты с лицевого счета получателя бюджетных средств (см., например, письмо Минфина России от 26.09.2012 N 02-03-07/3956). Перечисление этих сумм в доход бюджета также может отражаться по коду КОСГУ 130 (п. 4.5.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823).
И наконец, порядок использования (возврата) средств обязательного медицинского страхования определяется правовыми основаниями их получения (смотрите, в частности, ч. 18 ст. 31 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.17 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Бюджетное учреждение (получатель субсидии) в 2015 - 2016 г.г. осуществляло следующие операции.
26 декабря 2015 года за счет средств субсидии на иные цели и за счет средств от приносящей доход деятельности перечислен аванс в счет поставки основного средства (по 20 000 руб. в рамках каждого вида деятельности).
11 января 2016 года за счет средств субсидии на выполнение госзадания перечислен аванс по договору на оказание прочих услуг в сумме 15 000 руб. В этот же день поставщиком возвращен аванс в сумме 40 000 руб., перечисленный в 2015 году в счет поставки основного средства.
12 января 2016 года не использованные в 2015 году средства субсидии на иные цели в сумме 20 000 руб. перечислены в доход бюджета.
31 июля 2016 года контрагентом возвращен аванс, перечисленный в 2012 году в рамках договора на оказание прочих услуг.
В данном случае в учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
26 декабря 2015 года | |||
5 206 31 560 | 5 201 11 610 | 20 000, 00 | За счет средств целевой субсидии перечислен аванс в счет поставки основного средства |
Увеличение (244 КВР 310 КОСГУ) | |||
2 206 31 560 | 2 201 11 610 | 20 000, 00 | За счет средств от приносящей доход деятельности перечислен аванс в счет поставки основного средства |
Увеличение (244 КВР 310 КОСГУ) | |||
11 января 2016 года | |||
4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 15 000, 00 | За счет средств субсидии на выполнение госзадания перечислен аванс в рамках договора по оказанию прочих услуг |
Увеличение (244 КВР, 226 КОСГУ) | |||
5 201 11 510 | 5 206 31 660 | 20 000, 00 | Отражен возврат ранее перечисленного аванса (в части средств целевой субсидии) |
Увеличение (244 КВР, 510 КОСГУ) | |||
2 201 11 510 | 2 206 31 660 | 20 000, 00 | Отражен возврат ранее перечисленного аванса (в части средств от приносящей доход деятельности) |
Увеличение (244 КВР, 510 КОСГУ) | |||
12 января 2016 года | |||
5 205 81 560 | 5 303 05 730 | 20 000, 00 | Отражена задолженность перед бюджетом в сумме не использованного остатка целевой субсидии |
5 303 05 830 | 5 201 11 610 | 20 000, 00 | Не использованные средства субсидии на иные цели перечислены в доход бюджета |
Увеличение 610 КОСГУ) | |||
31 июля 2016 года | |||
4 201 11 510 | 4 206 26 660 | 15 000, 00 | Отражен возврат аванса, перечисленного ранее за счет средств субсидии на выполнение госзадания |
Уменьшение (244 КВР, 226 КОСГУ) |
_________________________
*(1) Если на лицевой счет поступили денежные средства, которые учреждению не принадлежат, то необходимо предпринять все меры по возврату таких средств плательщику. В том случае, если возврат произвести по каким-либо причинам не представляется возможным, по истечении срока исковой давности такие средства остаются в распоряжении учреждения и отражаются в составе доходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности