Отражение в учете операций по использованию имущества, полученного по централизованному снабжению (оплаченного учредителем), до поступления документов о его передаче на праве оперативного управления (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно требованиям п. 1 ст. 299 ГК РФ для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения в балансовом учете поставленных по централизованному снабжению (оплаченных учредителем) материальных ценностей госучреждение должно располагать документами, подтверждающими принятие решения о передаче оплаченного за счет средств бюджета имущества на праве оперативного управления и приемку-передачу имущества на основании такого решения*(1).
Если же имущество поступает в учреждение напрямую от поставщика и на момент его приемки у организации-получателя отсутствуют указанные выше документы, то его можно учитывать только за балансом. Казенные учреждения для решения подобных задач должны использовать счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", а бюджетные и автономные учреждения - специальный забалансовый счет согласно учетной политике, например, тот же счет 22 (письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247).
В период учета имущества за балансом в установленном порядке может быть получено разрешение на его использование в деятельности госучреждения (разрешение может быть оформлено, например, в виде письма или распорядительного акта уполномоченного органа). В подобных ситуациях у бухгалтера сразу же возникает вопрос: каким образом совместить подобное решение вышестоящей организации с требованиями действующих нормативных правовых актов?
Вопрос с объектами, которые впоследствии могут учитываться в составе основных средств, в данном случае решается достаточно просто - они могут быть дополнительно учтены на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" и числиться на данном счете до получения документов, позволяющих "поднять" их на баланс. Такой же учетный прием можно применять и в отношении непотребляемых материальных запасов.
10 сентября текущего года казенное учреждение в рамках централизованного снабжения получило от поставщика (коммерческой организации) материальные ценности, подлежащие дальнейшему учету в составе основных средств (два ноутбука стоимостью 15 000 руб. каждый, с учетом НДС). Кроме того, получено имущество, подлежащее в дальнейшем учету в составе непотребляемых материальных запасов - десять комплектов форменной одежды стоимостью 8 000 руб. каждый (с учетом НДС).
11 сентября получено разрешение на использование форменной одежды в деятельности казенного учреждения.
12 сентября форменная одежда выдана ответственным сотрудникам.
28 сентября учреждением получено Извещение (ф. 0504805), акты приема-передачи и копии документов поставщика на ноутбуки и форменную одежду.
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
10 сентября | |||
Увеличение (Основные средства) | 30 000, 00 | В рамках централизованного снабжения от поставщика получены материальные ценности, подлежащие дальнейшему учету в составе основных средств и материальных запасов | |
Увеличение (Материальные запасы) | 80 000, 00 | ||
11 сентября | |||
Увеличение (Склад) | 80 000, 00 | От вышестоящей организации в установленном порядке получено разрешение на использование форменной одежды в деятельности учреждения | |
12 сентября | |||
Увеличение (Ответственные лица) | Уменьшение (Склад) | 80 000, 00 | Форменная одежда выдана ответственным сотрудникам |
28 сентября | |||
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 304 04 310 | 30 000, 00 | На основании Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов в балансовом учете отражена стоимость поступивших ноутбуков |
Уменьшение (Основные средства) | |||
КРБ 1 106 34 340 | КРБ 1 304 04 340 | 80 000, 00 | На основании Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов в балансовом учете отражена стоимость поступившей форменной одежды*(2) |
Уменьшение (Материальные запасы) | |||
Уменьшение (Ответственные лица) | |||
КРБ 1 105 35 340 (Ответственные лица) | КРБ 1 106 34 340 |
В отношении потребляемых материальных запасов применять приведенный выше порядок учета нежелательно - ведь до получения от учредителя (иного уполномоченного органа) соответствующих документов материальные ценности могут быть не только выданы ответственным сотрудникам, но и израсходованы на нужды учреждения. Детальный порядок учета для подобных ситуаций следует предусмотреть в учетной политике и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (учредителем). При этом весьма сомнительно, что в качестве нарушения правил ведения бухгалтерского учета может быть квалифицировано решение должностных лиц госучреждения, в соответствии с которым полученные с правом использования материальные запасы сразу же будут учитываться на счете 105 00 "Материальные запасы".
Постановка потребляемых материальных запасов на балансовый учет и их списание на нужды учреждения не снимает задачу по получению от учредителя документов, подтверждающих передачу учреждению данных материальных ценностей на праве оперативного управления. В этих целях могут оформляться (передаваться), в частности, Извещения (ф. 0504805), акты приема-передачи (накладные) и (или) копии документов, представляемых заказчику поставщиками в подтверждение отгрузки материальных ценностей в адрес учреждения-грузополучателя. Только после получения указанных выше документов соответствующие суммы могут быть списаны с забалансового учета (независимо от того, продолжают ли потребляемые материальные запасы числиться в балансовом учете или же уже были израсходованы на нужды учреждения и списаны с учета).
В целях отражения в бухгалтерской отчетности максимально полной и достоверной информации об имуществе, полученном по централизованным поставкам (оплаченном учредителем), все описанные выше учетные процедуры желательно осуществлять в пределах одного отчетного периода.
10 сентября текущего года бюджетное (автономное) учреждение получило от поставщика швейную фурнитуру на общую сумму 50 000 руб. (с учетом НДС) в рамках госконтракта, заключенного учредителем.
11 сентября получено разрешение на использование швейной фурнитуры при выполнении госзадания. В этот же день материальные запасы выданы со склада ответственным лицам.
17 сентября швейная фурнитура в установленном порядке полностью списана с балансового учета как израсходованная при выполнении госзадания.
28 сентября учреждением получено Извещение (ф. 0504805), акты приема-передачи и копии документов поставщика на швейную фурнитуру.
В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
10 сентября | |||||
Увеличение (Имущество, оплаченное учредителем) | Увеличение (Имущество, оплаченное учредителем) | 50 000, 00 | От поставщика получена швейная фурнитура, оплаченная учредителем | ||
11 сентября | |||||
4 105 36 340 (Склад) | 4 401 10 180 | 4 105 36 000 (Склад) | 4 401 10 180 | 50 000, 00 | Получено разрешение на использование швейной фурнитуры при выполнении госзадания |
4 105 36 340 (Ответственные лица) | 4 105 36 340 (Склад) | 4 105 36 000 (Ответственные лица) | 4 105 36 000 (Склад) | 50 000, 00 | Фурнитура передана ответственным сотрудникам |
17 сентября | |||||
4 109 60 272 | 4 105 36 440 (Ответственные лица) | 4 109 60 272 | 4 105 36 000 (Ответственные лица) | 50 000, 00 | Стоимость использованной фурнитуры в установленном порядке списана с балансового учета |
28 сентября | |||||
Уменьшение (Имущество, оплаченное учредителем) | Уменьшение (Имущество, оплаченное учредителем) | 50 000, 00 | От учредителя получено Извещение (ф. 0504805), акты приема-передачи и копии документов поставщика на швейную фурнитуру |
______________________________
*(1) Такие документы понадобятся государственному (муниципальному) учреждению не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях подтверждения обоснованности применения пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ - в соответствии с данной нормой при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
*(2) Если форменная одежда передана сотрудникам в личное пользование, то ее стоимость должна быть списана с балансового учета и отражена на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (п. 385 Инструкции N 157н).
Тема
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
См. также
Снабжение казенных учреждений материальными ценностями
Снабжение бюджетных (автономных) учреждений имуществом
Особо ценное движимое имущество
Внутриведомственные расчеты госучреждения. Счет 304 04
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности