Снабжение бюджетных (автономных) учреждений имуществом
Достаточно часто бюджетные (автономные) учреждения безвозмездно получают нефинансовые активы от иных организаций госсектора. Кроме того, безвозмездно передаваемые бюджетным (автономным) учреждениям активы могут оплачиваться иными организациями госсектора.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при отражении в учете подобных фактов хозяйственной жизни. Соответственно, такой порядок должен быть определен в учетной политике бюджетного (автономного) учреждения по согласованию с учредителем и с учетом рекомендаций специалистов Минфина России.
Операции по безвозмездному поступлению любых нефинансовых активов от различных организаций госсектора в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений отражаются с одновременным увеличением финансового результата - по кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" (абз. 8 п. 9, абз. 4 п. 15, абз. 8 п. 34 Инструкции N 174н; абз. 9 п. 9, абз. 4 п. 15, абз. 8 п. 34 Инструкции N 183н).
Полномочия органов власти (местного самоуправления) не предполагают возможность закрепления имущества за бюджетными (автономными) учреждениями в целях осуществления ими с использованием таких активов исключительно приносящей доход деятельности, следовательно, поступление имущества на основании решений данных органов должно отражаться в балансовом учете с кодом вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
А вот любое поступление в бюджетное (автономное) учреждение имущества, обусловленное договорными отношениями с другими государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе созданными на базе имущества иных публично-правовых образований), может рассматриваться в качестве операции, осуществляемой в рамках приносящей доход деятельности. Такие операции отражаются в учете с кодом вида деятельности "2" при переходе права собственности (оперативного управления) к получателю имущества в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу же должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному имуществу.
По общему правилу Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений определяются учредителями данных организаций (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий Перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".
Так, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество бюджетное (автономное) учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете в общеустановленном порядке может быть отражено поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации с одновременным изменением показателя финансового результата текущего года (счет 4(2) 401 10 180 "Прочие доходы"). При поступлении документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 "Нефинансовые активы" может отражаться перемещение имущества на соответствующие аналитические счета*(1).
Например, перевод в состав особо ценного движимого имущества основных средств, полученных от поставщика и оплаченных учредителем, может отражаться следующей записью (абз. 20 п. 9 Инструкции N 174н, абз. 22 п. 9 Инструкции N 183н):
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 30 000
Дебет 0 104 30 000 Кредит 0 401 10 172
- отражено выбытие основных средств из состава иного движимого имущества;
одновременно
Дебет 0 101 20 000 Кредит 0 401 10 172
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 104 20 000
- объекты основных средств отражены в составе особо ценного имущества.
Если при безвозмездном получении имущества от организаций госсектора (в том числе от учредителей) его первоначальная (фактическая) стоимость не сформирована, бюджетное (автономное) учреждение может отражать его стоимость по дебету счетов 4(2) 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения", 4(2) 106 20 000 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения", 4(2) 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" в корреспонденции с кредитом счета 4(2) 401 10 180.
В отношении движимого имущества, поступающего в бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности, может быть принято решение о включении его в состав особо ценного, закреплении за учреждением и использовании в деятельности по выполнению госзадания (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026). Перевод активов в состав особо ценного движимого имущества и между видами деятельности может осуществляться с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Например, в отношении основных средств в подобных ситуациях могут применяться следующие корреспонденции:
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 101 30 410;
Дебет 4 101 20 310 Кредит 4 304 06 730;
Дебет 2 104 30 410 Кредит 2 304 06 730;
Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 104 20 410.
Включение движимого имущества в состав особо ценного (закрепленного) имущества и отражение соответствующих корректировок в бухгалтерском учете желательно осуществлять в пределах одного отчетного периода.
При получении особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества размер субсидии должен быть пересмотрен в порядке, предусмотренном соглашением о ее предоставлении (если поступление имущества не планировалось заранее и расходы на его содержание не учитывались при первоначальном определении объема субсидии). Если же по каким-либо причинам изменение общей суммы субсидии на выполнение задания не возможно, с учредителем должны быть согласованы иные источники финансового обеспечения: помимо средств, поступающих от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) и суммы экономии средств субсидии на выполнение задания, в данном случае могут использоваться средства целевых субсидий, а также средства от реализации какого-либо имущества учреждения (в том числе и особо ценного).
________________________________________
*(1) На практике такой порядок учета применяется не всегда. Так, уже на этапе принятия имущества (вложений) к балансовому учету движимое имущество может быть отнесено профильной комиссией госучреждения к особо ценному или иному. На основании данного решения оформляются и направляются учредителю предложения о включении соответствующих объектов в Перечень особо ценного движимого имущества. Как правило, учредитель его просто подтверждает. Если же предложение о включении какого-либо имущества в состав особо ценного отклонено учредителем, в учете отражаются соответствующие корректировки. Такой порядок организации учета имущества в устных разъяснениях рекомендуют применять, в частности, отдельные специалисты Минфина России.
Тема
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
См. также
Особо ценное движимое имущество
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06
Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.