Внесение исправлений в первичные учетные документы (для госсектора)
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
В соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено:
- федеральными законами;
- нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Согласно п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также п. 4.7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, не допускается принятие к бухгалтерскому учету содержащих исправления документов, оформляющих операции с:
- наличными денежными средствами (Приходные и Расходные кассовые ордера, Объявления на взнос наличными);
- безналичными денежными средствами (например, Платежные поручения).
Кроме того, не допускается внесение исправлений в бланки строгой отчетности (например, в бланки Квитанций) - такое требование содержится в п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Таким образом, если ошибка допущена при оформлении кассового, банковского документа или бланка строгой отчетности, этот документ к учету принят быть не может - его необходимо будет оформить заново. А вот в иных первичных документах исправления допускаются, однако их необходимо вносить в строгом соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете. Так, согласно положениям ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 10 Инструкции N 157н исправленный документ должен содержать:
1) надпись "Исправленному верить" или "Исправлено";
2) подписи, фамилии и инициалы лиц, составивших и (или) подписавших документ, в котором произведено исправление;
3) иные реквизиты, необходимые для идентификации лиц, указанных в п. 2 (например, реквизиты доверенности, согласно которой они наделены полномочиями на подписание определенных документов);
4) дату внесения исправления.
Аналогичным образом исправления необходимо вносить и в сводные учетные документы.
Из содержания ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 10 Инструкции N 157н следует, что исправления, вносимые в первичные документы, должны быть согласованы со всеми участниками факта хозяйственной жизни, при документальном подтверждении которого была допущена ошибка. Соответственно, госучреждения не имеют права вносить исправления в первичные документы, оформленные их контрагентами. Если первичный документ, составленный контрагентом, содержит ошибку, то необходимо обратиться к этому контрагенту, чтобы лицо, составившее и (или) подписавшее документ, внесло в него необходимые исправления в установленном законодательством порядке.
Помимо приведенных выше обязательных требований к оформлению исправлений, госучреждениям желательно руководствоваться техническими правилами исправления ошибок, выявляемых в первичных документах, приведенными в Положении, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105 (далее - Положение N 105)*(1).
Так, согласно п. 4.2 Положения N 105 ошибки исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы (зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное).
В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются (п. 4.1 Положения N 105). Данное правило, в частности, означает, что при исправлении ошибок нельзя пользоваться корректирующими средствами.
Практика показывает, что в условиях повсеместной автоматизации бухгалтерского учета широкое распространение получают новые способы внесения исправлений в первичные документы.
Например, если ошибка обнаружена в момент составления документа, то нет ничего проще, чем переоформить и перепровести его, а затем "вывести на печать".
А вот если ошибка выявлена после окончания оформления документа с помощью компьютерной техники и подписания его ответственными лицами, то исправления придется вносить вручную. Впрочем, и в таких случаях существует альтернатива - действующее законодательство не содержит запрета на исправление первичных документов, содержащих ошибки, путем оформления новых документов с теми же реквизитами. Однако, как показывает практика, применение подобного порядка исправления ошибок может стать предметом претензий со стороны контролирующих органов.
_________________________________
*(1) Применяется в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.