Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для госсектора)
В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра (ч. 8 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 33 федерального стандарта "Концептуальные основы ...", п. 14 Инструкции N 157н).
Исправления в регистрах бухгалтерского учета в любом случае должны содержать:
1) дату исправления;
2) подписи лиц, ответственных за ведение конкретного регистра (с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
Порядок исправления ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета и, соответственно, отчетности, зависит от момента ее обнаружения. Так, согласно п. 18 Инструкции N 157н исправление производится в следующем порядке:
Когда обнаружена ошибка |
Период исправления ошибки |
Способ исправления ошибки |
Условия применения способа исправления / Примечание |
До представления отчетности |
Датой обнаружения ошибки (текущей датой) |
Зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое И Написание над зачеркнутым исправленного текста и суммы.
В учетном регистре за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено" |
НЕ требуется корректировка регистров бухучета (абзац второй п. 18 Инструкции N 157н)
|
До предельного срока представления отчетности |
Последним днем отчетного периода |
Дополнительная запись ИЛИ запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись. Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
Требуется корректировка регистров бухучета (абзацы третий и шестой п. 18 Инструкции N 157н) |
До утверждения отчетности |
Последним днем отчетного периода |
1. Дополнительная запись ИЛИ запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись. Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки. 2. Подготовить уточненную отчетность. Информация об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке. 3. Представить уточненную отчетность. |
Решение об исправлении отчетности (внесении уточненной отчетности) принято: - финорганом; - ГРБС; - органом - учредителем (абзацы пятый и шестой п. 18 Инструкции N 157н)
Под датой утверждения отчетности казенных, бюджетных и автономных учреждений понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением) (ст. 264.6 БК РФ, письмо Минфина России от 04.07.2017 N 02-06-05/42327) |
После представления, но до утверждения отчетности |
Датой обнаружения ошибки |
Дополнительная запись ИЛИ запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись. Оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки. |
Финорган (ГРБС, орган - учредитель) НЕ принял решение об исправлении отчетности (абзацы четвертый и шестой п. 18 Инструкции N 157н) |
После утверждения отчетности |
После вступления в силу федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" исправительные проводки в отчетности текущего года учитывать не будем - проводим ретроспективный пересчет отчетности (изменение входящих остатков ) |
По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный (консолидированный) отчет, оформляет Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению предоставляется время на исправление отчетных форм. (п. 10 Инструкции N 191н, п. 8.1 Инструкции N 33н).
Бухгалтерские справки (ф. 0504833), которыми оформляются исправления, должны содержать:
1) информацию по обоснованию внесения исправлений;
2) наименование исправляемого учетного регистра;
3) номер исправляемого учетного регистра (при наличии);
4) период, за который составлен исправляемый учетный регистр.
Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исправление ошибок в 2019 году ...
Начиная с отчетности за 2019 год будет действовать новый федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". В соответствии с этим стандартом нельзя будет учитывать при составлении отчетов 2019 года исправительные проводки по ошибкам прошлых лет. Для исправления этих ошибок в План счетов вероятнее всего введут специальный аналитический счет к счету 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта". Причем на сумму исправлений ошибок прошлых лет надо будет изменить остатки на 01.01.2018 в отчетных формах за 2019 год - в проекте стандарта эта процедура называется ретроспективный пересчет.
При применении отдельных положений п. 18 Инструкции N 157н у специалистов организаций госсектора регулярно возникают затруднения. Постараемся внести ясность в наиболее распространенные вопросы.
Во-первых, при исправлении конкретной ошибки может возникнуть вопрос: достаточно ли исправления путем зачеркивания или же необходимо оформить Бухгалтерскую справку (ф. 0504833)?
Для решения проблемы достаточно определить, повлечет ли исправление необходимость отражения на счетах бухгалтерского учета каких-либо бухгалтерских записей. Если в таких записях необходимости не возникает, то формировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) не надо.
Например, ошибки в наименованиях приобретенных подотчетным лицом материальных ценностей, допущенные при оформлении Авансового отчета (ф. 0504505), никак не влияют на суммы, которые на основании данного учетного регистра будут записаны в Журналы операций и Главную книгу. Следовательно, исправить наименования материальных ценностей необходимо путем зачеркивания.
Во-вторых, из прямого прочтения абзацев третьего и четвертого п. 18 Инструкции N 157н можно сделать вывод, что при исправлении ошибки бухгалтерская запись способом "Красное сторно" обязательно должна сопровождаться дополнительной бухгалтерской записью. Однако практика показывает, что исправление ошибок может оформляться одной записью способом "Красное сторно" (обоснованность такой практики неоднократно подтверждали и специалисты Минфина России).
В третьих, следует разграничивать бухгалтерские записи, отражаемые в учете в целях исправления ошибок в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, от корректировок, которые вносятся в учетные регистры в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Например, речь не может идти об исправлении ошибки при корректировке суммы начисленных "отпускных" в случае отзыва сотрудника из отпуска или же при возврате учреждению ранее уплаченной суммы госпошлины на основании решения суда.
Здание внесено в реестр государственного имущества как закрепленное за учреждением в 2007 году и фактически эксплуатировалось данным учреждением. При этом в балансовом учете учреждения объект не числился и документы на его передачу для постановки на баланс в организации отсутствовали. В текущем году планируется постановка здания на балансовый учет учреждения.
На основании положений п. 18 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете могут быть, в том числе, сделаны записи, которые следовало отразить в учете в отчетные периоды, предшествующие периоду обнаружения ошибки.
В то же время в соответствии с п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. А с учетом положений п. 22 стандарта "Основные средства" здание может быть отражено по справедливой стоимости. Одним из методов определения справедливой стоимости является метод рыночных цен.
В данном случае, рассматривая возможность применения положений п.п. 18, 31 Инструкции N 157н, желательно оценить содержание документов по объекту недвижимости, имеющихся в распоряжении организации госсектора.
Если анализ покажет, что организация располагает достоверной информацией о формировании первоначальной стоимости объекта, его регистрации, вводе в эксплуатацию, достройке и т.д., то можно говорить об исправлении ошибки в бухгалтерском учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Таким образом можно поступить, например, если удастся полностью восстановить документы, которые оформлялись в 2007 году.
Если же какие-либо существенные данные (документы) по объекту будут отсутствовать, то вполне обоснованно можно оприходовать объект основных средств по оценочной (справедливой) стоимости в качестве ранее не учтенного объекта учета (излишка). Однако не исключено, что в этом случае возникнут дополнительные расходы, связанные с осуществлением соответствующих налоговых платежей.
Тема
Регистры бухгалтерского учета. Свод учетных данных (для госсектора)
См. также
Внесение исправлений в первичные учетные документы (для госсектора)
Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)
Перемещение имущества между группами и видами (для госсектора)
Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора)
События после отчетной даты в учете и отчетности (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.