Отражение неденежных расчетов казенного учреждения по договорам (контрактам) в бюджетной отчетности
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Вопросы неденежных расчетов казенных учреждений по договорам (контрактам) не регламентированы основными нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение таких учреждений, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
В то же время указанием на возможность осуществления подобных расчетов является:
- наличие графы 7 в разделах "Доходы бюджета" и "Источники финансирования дефицита бюджета", а также графы 8 в разделе "Расходы бюджета" в Отчете (ф. 0503127), в которых согласно положениям абзацев первого и шестого п. 60, абзацев первого и шестого п. 61, абзацев первого и пятого п. 62 Инструкции N 191н подлежат отражению показатели некассового исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета соответственно.
- отражение в графе 10 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) показателя исполнения денежных обязательств текущего финансового года, включающего исполнение бюджетных обязательств без движения бюджетных средств (некассовыми операциями).
Вместе с тем положения Инструкции N 191н не указывают на источник данных для отражения показателей исполнения бюджета некассовым способом в соответствующих разделах Отчета (ф. 0503127), а также в графе 10 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
При этом более подробных разъяснений (примеров) по поводу того, каким образом бюджет может быть исполнен без движения бюджетных средств, Минфином России не доведено. Напротив, в письмах от 15.08.2016 N 02-07-10/47662 и от 25.07.2016 N 02-06-10/43383 специалисты финансового ведомства указывают на невозможность исполнения бюджета без соблюдения принципа единства кассы, установленного ст. 38.2 БК РФ, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в бюджет и осуществление всех кассовых выплат из бюджета осуществляются с единого счета бюджета.
Наиболее распространенный вид неденежных расчетов, который можно вспомнить без особого труда, это бартер - в терминах ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований. В то же время применение положений ст. 410 ГК РФ к отношениям, возникающим при исполнении бюджета, возможно с соблюдением ограничений, установленных БК РФ. При этом исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования и исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом положениями ст.ст. 218 и 219 БК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 15.08.2016 N 02-07-10/47662).
Положения БК РФ существенно ограничивают права казенных учреждений на осуществление подобных операций:
Таблица N 1
Статья БК РФ | Содержание нормы | Комментарий |
Доходы казенного учреждения включаются в состав доходов бюджета в полном объеме полученных доходов | Если казенное учреждение оказало услуги, выполнило работу, реализовало продукцию, сдало имущество в аренду или получило какой-либо иной доход, выручка должна поступить в соответствующий бюджет | |
Исполнение бюджета по расходам осуществляется последовательно путем принятия бюджетного обязательства, принятия денежного обязательства и оплаты денежного обязательства | Если казенное учреждение приобретает услуги, работы, товары, арендует имущество, принятые обязательства должны "укладываться" в рамки лимитов (бюджетных ассигнований) и должны быть оплачены в общем порядке санкционирования оплаты обязательств | |
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы | В силу этой статьи БК РФ казенное учреждение не имеет права использовать для исполнения бюджета текущего года средства от возврата дебиторской задолженности прошлых лет и обязано вернуть такие средства в доход бюджета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.