Лицевые счета бюджетных и автономных учреждений
Бюджетные учреждения по общему правилу все операции с поступающими им средствами осуществляют через лицевые счета (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). При этом п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ содержит прямой запрет на размещение бюджетным учреждением денежных средств на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами. В то же время положения валютного законодательства не исключают возможность открытия бюджетными учреждениями счетов в кредитных организациях для осуществления операций в иностранной валюте.
Автономные учреждения вправе, но не обязаны осуществлять все без исключения операции с поступающими им средствами через лицевые счета - ряд платежей эти учреждения могут осуществлять через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения открывают лицевые счета (см. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5291):
- в территориальных органах Федерального казначейства;
- в финансовых органах субъектов РФ;
- в финансовых органах муниципальных образований.
Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, утвержден утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) *(1). Взимание платы за обслуживание этих лицевых счетов Порядком N 21н не предусмотрено.
Территориальные органы Федерального казначейства могут открывать и вести лицевые счета бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с соглашениями, заключенными:
- с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) - в отношении лицевых счетов бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н);
- с органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя - в отношении лицевых счетов автономных учреждений (ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н).
Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований), открываемых в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), определяется этими финансовыми органами (ч. 3 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ)*(2).
Территориальные органы Федерального казначейства открывают бюджетным и автономным учреждениям следующие виды лицевых счетов (п. п. 5, 6, 8.2 Порядка N 21н):
Вид лицевого счета | Код лицевого счета*(3) |
Лицевой счет бюджетного учреждения | 20 |
Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения | 21 |
Лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС | 22 |
Лицевой счет автономного учреждения | 30 |
Отдельный лицевой счет автономного учреждения | 31 |
Лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС | 32 |
На "основном" лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения (коды 20, 30) подлежат отражению операции, осуществляемые за счет:
1) средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
2) собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;
3) средств во временном распоряжении.
В некоторых публично-правовых образованиях существует практика открытия нескольких лицевых счетов (для учета операций по каждому из перечисленных выше видов средств).
Отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (коды 21, 31) предназначен для учета операций со средствами:
1) субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
2) субсидий на осуществление капвложений, предоставляемых в соответствии со ст. 78.2 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код 14) применяется для отражения операций бюджетного (автономного) учреждения, осуществляемых в связи с принятием бюджетных полномочий получателя бюджетных средств (пп. "м" п. 4 Порядка N 21н). К таким операциям относятся:
1) операции со средствами бюджетных инвестиций, предоставляемых в соответствии со ст. 79 БК РФ (см., например, пп. "б" п. 14, п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13);
2) операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (см., в частности, п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; пп. "д" п. 6, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590).
Лицевой счет по переданным полномочиям открывается получателю бюджетных средств, передающему свои бюджетные полномочия, по месту нахождения принимающего бюджетные полномочия бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 11 Порядка N 21н).
По общему правилу проведение кассовых операций со средствами бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете (ч. 6 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, письмо Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2701). Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций утвержден*(4):
- для бюджетных учреждений - приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н;
- для автономных учреждений - приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н.
Санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений осуществляется в отношении отдельных операций. Так, расходы за счет средств субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений осуществляются после проверки (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ):
- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
- соответствия содержания операции целям предоставления субсидии.
Например, санкционирование расходов федеральных бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н*(5).
Что касается расходов бюджетных (автономных) учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства ОМС, то до 29 декабря 2015 года они осуществлялись после проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
______________________________
*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н;
*(2) См., например:
- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53;
- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 17.11.2010 N 21-53-80.
*(3) Первый и второй разряды номера лицевого счета.
*(4) При проведении кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) соответствующие порядки определяются этими финансовыми. См., например:
- Порядок, утв. Приказом Департамента финансов г. Москвы от 22 декабря 2016 г. N 300;
- Порядки, утв. приказами Министерства финансов Республики Татарстан от 31.12.2010 N 21-53-92, от 31.12.2010 N 21-53-93.
*(5) На уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются аналогичные правовые акты. См., например:
- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 24.11.2014 N 194;
- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 27.10.2010 N 21-53-74.
Тема
См. также
Счета бюджетных и автономных учреждений в кредитных организациях
Валютные счета организаций госсектора
Сообщение об открытии счетов (для госсектора)
Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)
Денежные средства в пути. Счет 201 03 (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности