Учет особо ценного движимого имущества в бюджетном (автономном) учреждении
Движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения должно учитываться в составе особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ) исключительно на основании стоимостных и иных критериев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 и принятыми в развитие этого постановления правовыми актами (см., в частности, письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111).
Включение движимого имущества в состав ОЦДИ не означает, что учреждение автоматически утрачивает право на самостоятельное распоряжение таким имуществом. Наличие (отсутствие) такого права определяется на основании п.п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ.
Если иной порядок учета не предусмотрен учредителем, движимое имущество при его поступлении в учреждение сразу же должно быть отнесено либо к ОЦДИ, либо к иному имуществу. При этом ОЦДИ подлежит учету на счетах бухгалтерского учета по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения". Если первоначальная (фактическая) стоимость такого имущества не сформирована, его поступление отражается по дебету счета 0 106 20 000 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения".
Вид деятельности (финансового обеспечения), в рамках которого имущество поступило в учреждение, не имеет значения для отнесения движимого имущества к ОЦДИ.
Более того, в целях учета объектов нефинансовых активов на счетах бухгалтерского учета по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" не имеет значения и факт использования имущества в деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания. Иными словами, неважно, задействовано ли имущество в деятельности по выполнению задания полностью, используется преимущественно в этой деятельности или вообще не используется в целях выполнения задания.
После перехода "на субсидию" бюджетным (автономным) учреждением приобретается оборудование, которое принимается к учету в следующем порядке:
Наименование объекта | Балансовая стоимость, | Счет учета, на котором имущество учтено по первоначальной стоимости | Основание |
В рамках вида деятельности "4" | |||
Объект N 1 | 900 000, 00 | 4 101 24 000 | Балансовая стоимость превышает нижнюю границу балансовой стоимости ОЦДИ, установленную Постановлением N 538 |
Объект N 2 | 10 000, 00 | 4 101 34 000 | Имущество не может быть отнесено к ОЦДИ по какому-либо из оснований, предусмотренных Постановлением N 538 |
В рамках вида деятельности "2" | |||
Объект N 3 | 800 000, 00 | 2 101 24 000 | Балансовая стоимость превышает нижнюю границу балансовой стоимости ОЦДИ, установленную Постановлением N 538 |
Объект N 4 | 20 000, 00 | 2 101 24 000 | По стоимостным критериям объект не может быть отнесен к ОЦДИ, однако осуществление учреждением основных видов деятельности без него будет существенно затруднено |
Объект N 5 | 30 000, 00 | 2 101 34 000 | Имущество не может быть отнесено к ОЦДИ по какому-либо из оснований, предусмотренных Постановлением N 538 |
Балансовая стоимость объектов NN 3 и 4 не учитывается учреждением при формировании показателя счета 2 210 06 000 "Расчеты с учредителем".
На практике достаточно часто возникает необходимость в уточнении учетных данных по аналитическим группам 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" и 30 "Иное движимое имущество учреждения".
До внесения изменений в Инструкции NN 174н, 183н приказами Минфина России от 31.12.2015 NN 227н, 228н, соответственно, порядок переноса учетных показателей между этими аналитическими группами нормативными правовыми актами не был установлен и мог быть урегулирован учетной политикой учреждения по согласованию с учредителем (п. 4 Инструкции N 174н; п. 5 Инструкции N 183н).
В соответствии с нынешней редакцией п.п. 9, 27, 36 Инструкции N 174н и п.п. 9, 36 Инструкции N 183н операции по движению нефинансовых активов между аналитическими группами 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" и 30 "Иное движимое имущество учреждения" отражаются в учете с использованием счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
В бюджетном (автономном) учреждении в составе иного движимого имущества учитывается оборудование (балансовая стоимость - 50 000 руб.; сумма начисленной амортизации - 20 000 руб.).
В установленном порядке принято решение об учете этого оборудования в составе особо ценного движимого имущества, так как в текущих условиях осуществление учреждением основных видов деятельности без него будет существенно затруднено.
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 401 10 172 | 4 101 34 310 | 4 401 10 172 | 4 101 34 000 | 50 000, 00 | Перевод актива на учет в составе ОЦИ (по балансовой стоимости) |
4 101 24 310 | 4 401 10 172 | 4 101 24 000 | 4 401 10 172 | 50 000, 00 | |
4 104 34 410 | 4 401 10 172 | 4 104 34 000 | 4 401 10 172 | 20 000, 00 | Перевод актива на учет в составе ОЦИ (в сумме начисленной амортизации) |
4 401 10 172 | 4 104 24 410 | 4 401 10 172 | 4 104 24 000 | 20 000, 00 | |
Перед составлением годовой отчетности | |||||
4 401 10 172 | 4 210 06 660 | 4 401 10 172 | 4 210 06 000 | 50 000, 00 | В установленный срок проведена корректировка показателя счета 4 210 06 000 |
Если одновременно с переводом иного движимого имущества в состав ОЦДИ в бухгалтерском учете отражается перевод актива с одного вида финансового обеспечения на другой, то операцию необходимо отражать с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (см., в частности, п. 3.8 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.