Соотнесение данных бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения с Перечнем особо ценного движимого имущества
Определяются Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений уполномоченными органами власти (местного самоуправления) (п. п. 2, 3 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538, далее - Постановление N 538). В частности, в отношении федеральных бюджетных (автономных) учреждений такие Перечни определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
А вот ведение Перечня особо ценного движимого имущества (далее - Перечень) осуществляется непосредственно бюджетным (автономным) учреждением (п. 5 Постановления N 538). Основанием для ведения этого Перечня являются следующие сведения бухгалтерского учета об объекте:
- полное наименование;
- балансовая стоимость;
- инвентарный (учетный) номер (при его наличии).
На практике приведенные выше положения Постановления N 538 реализуются следующим образом.
1. На этапе принятия имущества (вложений) к балансовому учету движимое имущество относится профильной комиссией госучреждения к особо ценному или иному.
2. Согласно данному решению поступление имущества отражается в бухгалтерском учете по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" или 30 "Иное движимое имущество учреждения".
3. С установленной периодичностью информация о принятом решении в виде предложения о включении имущества в Перечень направляется учредителю. При этом учредитель может предусмотреть требование о предоставлении подобной информации как "в режиме реального времени", так и один раз в год (перед составлением бухгалтерской отчетности).
4. Учредитель в установленные сроки утверждает предложения подведомственного учреждения или же отклоняет их. В последнем случае в учете бюджетного (автономного) учреждения отражаются соответствующие корректировки.
Учредитель не имеет права отклонить предложение о включении в Перечень имущества, которое по объективным стоимостным критериям должно учитываться в составе особо ценного движимого имущества. Соответственно, в отношении такого имущества процедура включения в Перечень, по сути, носит формальный, уведомительный характер.
А вот предложения о включении какого-либо имущества в Перечень только на том основании, что по оценке учреждения без этого имущества осуществление предусмотренных уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, могут быть отклонены учредителем.
В отдельных случаях по требованию учредителей применяется несколько иной порядок отражения объектов по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".
Если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество бюджетное (автономное) учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете в общеустановленном порядке отражается поступление имущества по аналитической группе 30 "Иное движимое имущество учреждения". И только на основании решения учредителя о включении конкретного объекта в Перечень его стоимость "переносится" на учет по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".
Реализовать подобную схему учета в достаточно крупных учреждениях затруднительно. Тем не менее подобный порядок организации учета не противоречит положениям действующих нормативных правовых актов и применяется в настоящее время в отдельных публично-правовых образованиях. Главное, чтобы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности учредителем было принято решение об отнесении (не отнесении) к особо ценному движимому имуществу в отношении всех объектов имущества, числящихся в учете подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Показатель счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" не подлежит сверке с Перечнем особо ценного движимого имущества (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3). Не существует в настоящее время и каких-либо общих требований по сверке данных, числящихся в учете бюджетного (автономного) учреждения по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", с этим Перечнем.
Тем не менее по итогам финансового года в учреждении желательно провести анализ отклонений учетных данных от данных Перечня.
Отклонения показателя счета 0 210 06 000 от балансовой стоимости имущества согласно Перечню могут быть обусловлены наличием:
- любого недвижимого имущества (для бюджетных учреждений);
- недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного на средства, предоставленные учредителем (для автономных учреждений);
- особо ценного движимого имущества, которым учреждение может распоряжаться самостоятельно (такое имущество может поступать после перехода учреждения "на субсидию" по видам деятельности "2", "7").
Отклонения балансовой стоимости активов, учтенных по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", от балансовой стоимости имущества согласно Перечню, как правило, обусловлены наличием вложений в объекты, которые после формирования первоначальной стоимости будут включены в Перечень. Такие вложения учитываются на счете 0 106 20 000 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности