Счета бюджетных и автономных учреждений в кредитных организациях
Бюджетные учреждения в силу положений п.п. 8, 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Данный запрет распространяется и на открытие счетов для осуществления расчетов по аккредитивам (см. письмо Минфина России от 27.12.2013 N 02-03-010/58045).
Исключение составляют банковские счета, открытые бюджетным учреждениям в следующих случаях:
Цель открытия банковского счета | Основание |
Получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей | ст. 2, ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ письмо Минфина России от 24.09.2015 N 03-07-07/54746 |
Осуществление операций в соответствии с валютным законодательством | ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ телеграмма Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200 письмо Минфина России от 26.07.2013 N 02-03-10/29857 |
Исполнение обязанностей опекунов (попечителей) | п. 1 ст. 37, ст. 860.1 - 860.6 ГК РФ письмо Банка России от 05.04.2016 N ИН-017-45/20 |
Учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках | Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-01-11/13675, от 27.10.2015 N 02-02-04/61547 |
Для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования | ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н п. 3.1 Указания Банка России от 24.12.2010 N 2547-У |
Осуществление ряда операций по общему правилу предполагает наличие у юридического лица счетов в кредитных организациях. Однако подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для открытия бюджетным учреждением банковских счетов. Во многих случаях провести операции можно и без открытия счета в кредитной организации. Так, например:
- обеспечение бюджетного учреждения наличными деньгами может осуществляться с использованием банковских карт, оформляемых через казначейские органы (в этом случае счет в кредитной организации открывается органу, осуществляющему кассовое обслуживание) (см. раздел V "Особенности осуществления операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием карт" Правил, утв. приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н);
- если клиенты - физические лица оплачивают реализованные товары (работы, услуги) банковскими картами, то выручка может зачисляться непосредственно на лицевой счет бюджетного учреждения (письма Банка России от 30.07.2013 N 14-27/763, Минфина России от 16.10.2014 N 02-07-10/52197);
- бюджетное учреждение вправе заключить договор на осуществление инкассаторских услуг при условии, что инкассируемые суммы наличных денег будут внесены инкассаторами на счет N 40116 без зачисления на счета кредитных организаций, оказывающих инкассаторские услуги (письмо Минфина России от 16.12.2013 N 02-03-007/55345).
Автономные учреждения вправе осуществлять операции с поступающими им средствами через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Счета в кредитных организациях могут использоваться автономными учреждениями для осуществления операций за счет:
- средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;
- средств во временном распоряжении;
- субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
При этом автономное учреждение имеет право открыть несколько банковских счетов для учета операций по каждому (по нескольким) из перечисленных выше видов средств.
Если средства субсидии на иные цели учитываются на счете, открытом автономному учреждению в кредитной организации, то операции с этими средствами могут осуществляться только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). По мнению специалистов финансового ведомства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений исключительно в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295). Порядок проверки документов определяет соответствующий финансовый орган - это порядок должен соответствовать порядку санкционирования расходов за счет субсидий на иные цели, осуществляемых через лицевые счета (см., в частности, ч.ч. 3.7, 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; Порядок, утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н).
Действующее законодательство не обязывает кредитные организации обслуживать без взимания платы счета бюджетных и автономных учреждений, а также оказывать им дополнительные услуги. Вопрос об оплате услуг кредитных организаций должен быть урегулирован в рамках договора банковского счета по согласованию сторон (ст.ст. 845, 846, 851 ГК РФ).
При осуществлении операций с использованием банковских карт, оформленных бюджетным (автономным) учреждением через казначейский орган, комиссионное вознаграждение может взиматься кредитной организацией, не являющейся эмитентом карт (письмо Минфина России от 16.12.2013 N 02-03-007/55346). Расходы на оплату такого комиссионного вознаграждения работником клиента могут осуществляться за счет собственных средств бюджетного (автономного) учреждения.
При заключении договоров на открытие банковских счетов бюджетные и автономные учреждения осуществляют выбор кредитных организаций на конкурсной основе в установленном порядке.
Темы
См. также
Лицевые счета бюджетных и автономных учреждений
Валютные счета организаций госсектора
Сообщение об открытии счетов (для госсектора)
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Денежные средства на счетах. Счет 201 01 (для госсектора)
Денежные средства в пути. Счет 201 03 (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности