Возмещение расходов, не принятых к зачету ФСС, сотрудником - получателем выплат (пособий) (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть взысканы с него только при:
- выявлении счетной ошибки;
- недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер и т.п.).
В то же время застрахованное лицо может возместить расходы, не принятые к зачету, в добровольном порядке.
Решение о внесении суммы незачтенной выплаты ее получателем может быть принято сразу же по итогам проверки, проведенной территориальным органом ФСС РФ. В таком случае организация госсектора может не доначислять страховые взносы на не зачтенную сумму.
Однако достаточно часто получатели пособий возмещают незачтенные расходы только по истечении достаточно продолжительного отрезка времени. При таких обстоятельствах доначислить страховые взносы желательно уже по итогам проверки.
После того как организация госсектора взыскала с сотрудника сумму неправомерно выплаченного пособия или же данная сумма возвращена сотрудником добровольно, ранее произведенная выплата не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963).
В случае доначисления учреждением страховых взносов на суммы выплат, не принятых к зачету, по факту возврата средств застрахованным лицом или взыскания средств с этого лица в учете должны быть отражены соответствующие корректировки (записи по доначислению страховых взносов должны быть сторнированы).
Возврату (взысканию) подлежит сумма, фактически полученная физическим лицом "на руки". Соответственно, если пособие облагалось НДФЛ, то возвращена (взыскана) должна быть начисленная сумма пособия за вычетом НДФЛ. При этом бухгалтерские записи по удержанию налога необходимо сторнировать - в случае возврата суммы пособия его получателем (взыскания суммы с получателя) нет оснований говорить о наличии у физического лица дохода (экономической выгоды) (ст. 41 НК РФ).
Разберем на конкретных примерах порядок отражения операций по возмещению не принятых к зачету выплат их получателями в учете:
- бюджетного (автономного) учреждения.
Тема
Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
См. также
Возмещение виновным лицом - сотрудником расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Отнесение расходов, не принятых к зачету ФСС, за счет учреждения (для госсектора)
Учет операций по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет
Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (по 31 декабря 2016 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности