Перевод объектов недвижимости, учитываемых на балансе, на забалансовый учет в случае отсутствия законно обусловленного права оперативного управления (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н).
Учет полученного без оплаты в безвозмездное пользование недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия недвижимого имущества к балансовому учету) согласно п. 333 Инструкции N 157н осуществляется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Вместе с тем, на практике достаточно часто возникает ситуация, когда на отдельные объекты недвижимого имущества, учтенные на балансе организации госсектора, отсутствуют документы о государственной регистрации.
Ошибка ли это? Надо ли "переносить" указанные объекты с баланса на забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование"?
По общему правилу бухгалтерский учет объектов основных средств осуществляется в соответствии с тем порядком, который действовал на дату принятия таких объектов к учету (смотрите, в частности, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцию N 157н, а также Инструкции по применению Планов счетов). Иными словами, решение о постановке объекта основных средств на учет и начислении по нему амортизации не пересматривается в связи с изменением правил ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, перенос незарегистрированных объектов недвижимого имущества с балансового учета на забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование" будет обоснован только в том случае, когда достоверно установлено: в момент принятия объекта недвижимого имущества к бухгалтерскому учету в прошлые годы были нарушены правила учета такого имущества, действующие на дату отражения в учете этого факта хозяйственной жизни.
Если же правила бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества в момент их принятия к учету в прошлые годы нарушены не были, говорить об ошибке, допущенной в регистрах бухгалтерского учета, по нашему мнению, не совсем корректно. При таких обстоятельствах объекты недвижимости могут продолжать учитываться на балансе госучреждения несмотря на отсутствие соответствующих записей в Едином государственном реестре.
На протяжении длительного периода времени специалисты финансового ведомства неизменно указывают: объекты недвижимости, отнесенные к недвижимому имуществу, должны приниматься государственными (муниципальными) учреждениями к бухгалтерскому учету в составе основных средств с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре соответствующих прав (собственности - за публично-правовым образованием, оперативного управления - за учреждением) (см., например, письмо Минфина России от 30.03.2012 N 02-06-07/1061).
Данная правовая позиция основана на положениях ст.ст. 131, 223, 299 ГК РФ и прежней редакции Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и нашла отражение в следующих нормативных правовых актах (разъяснениях):
Норма, письмо | Примечание |
п.п. 20, 75 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н | Инструкция применялась с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года |
п.п. 21, 22, 43, 78 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н | Инструкция применялась с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года |
Инструкция применяется с 1 января 2011 года по настоящее время |
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 (до 29 января 1998 года), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
Таким образом, постановка объектов недвижимости на балансовый учет в составе основных средств с момента перехода государственного (муниципального) учреждения на ведение учета согласно Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), должна была осуществляться исключительно после государственной регистрации соответствующих прав (см. также письмо Минфина России от 20.12.2013 N 02-06-010/56519).
Недвижимое имущество, учтенное в составе основных средств до вступления в силу Закона N 122-ФЗ (до 29 января 1998 года), может не значиться в Едином государственном реестре. Однако данное обстоятельство не означает, что при принятии к учету этого имущества были нарушены применяемые в соответствующий период правила бухгалтерского учета.
И наконец, вопрос о порядке включения в состав основных средств объектов недвижимости со дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ до перехода на ведение учета по Инструкции N 25н мог быть урегулирован локальными актами госучреждения. Если такие акты не сохранились, то во избежание разногласий с контролирующими органами, должностные лица госучреждения могут исходить из того, что в состав основных средств в этот период объекты недвижимости должны были приниматься только после государственной регистрации соответствующих прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.