Учет операций по передаче имущества в доверительное управление (для госсектора)
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Имущество, являющееся собственностью публично-правового образования, может быть передано в доверительное управление доверительному управляющему на срок, определенный в договоре доверительного управления (п. 1 ст. 1012, п. 1 ст. 1016 ГК РФ).
В рамках договора доверительного управления публично-правовое образование получает доходы, которые подлежат зачислению в соответствующий бюджет (ст. 41 БК РФ).
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение (ст. 1023 ГК РФ). Оплата этого вознаграждения осуществляется уполномоченным органом власти (местного самоуправления) в общеустановленном порядке - в рамках исполнения Бюджетной сметы.
Объектами доверительного управления могут быть отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права и другое имущество (п. 1 ст. 1013 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 1013 ГК РФ имущество, находящееся в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление такого имущества возможна только после:
- ликвидации организации госсектора, в оперативном управлении которой имущество находилось;
- прекращения права оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным основаниям.
Таким образом, в доверительное управление может быть передано только имущество, находящееся в составе государственной (муниципальной) казны (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Согласно абзацу одиннадцатому п. 38 Инструкции N 162н передача имущества казны управляющим компаниям в доверительное управление отражается по дебету счета 1 215 51 550 "Увеличение вложений в управляющие компании" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны":
- 1 108 51 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну";
- 1 108 52 410 "Уменьшение стоимости движимого имущества, составляющего казну";
- 1 108 54 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов, составляющих казну".
Сумма амортизации, начисленной по передаваемому в доверительное управление имуществу, предварительно должна быть списана в кредит счета 1 108 00 000 (абзац десятый п. 38 Инструкции N 162н).
Одновременно со списанием с балансового учета переданное в доверительное управление имущество учитывается в забалансовом учете на счете 24 "Имущество, переданное в доверительное управление" (п. 379 Инструкции N 157н, абзац третий п. 98 Инструкции N 162н). На этом забалансовом счете имущество числится до его возврата доверительным управляющим или до списания по иным основаниям (например, в случае утраты имущества доверительным управляющим).
Стоимость переданного в доверительное управление имущества, учтенная на счете 1 215 51 000, подлежит списанию в дебет счета 1 204 51 550 "Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях". Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении отражается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях" (абзац пятый п. 76 Инструкции N 162н).
Орган местного самоуправления передал в доверительное управление объект недвижимости, числящийся в составе имущества казны. Балансовая стоимость объекта - 1 000 000 рублей, сумма начисленной амортизации - 70 420 рублей. Амортизация по имуществу казны в муниципальном образовании не начисляется.
Согласно условиями договора доверительного управления доверительный управляющий представил отчет, в соответствии с которым сумма дохода, подлежащего перечислению в местный бюджет, составила 450 000 руб. Доверительному управляющему перечислено вознаграждение в сумме 50 000 руб.
По окончании срока действия договора доверительного управления имущество учтено на балансе органа местного самоуправления в составе имущества казны.
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
Объект недвижимости передан на основании договора доверительного управления доверительному управляющему по Акту приема-передачи (ф. 0504101): | |||
КРБ 1 104 51 410 | КРБ 1 108 51 410 | 70 420, 00 | - списана сумма начисленной амортизации; |
КРБ 1 215 51 550 | КРБ 1 108 51 410 | 929 580, 00 | - списана остаточная стоимость; |
Увеличение | 929 580, 00 | - объект учтен за балансом по остаточной стоимости | |
КРБ 1 204 51 550 Увеличение | КРБ 1 215 51 650 | 929 580, 00 | Стоимость переданного в доверительное управление имущества учтена в составе финансовых вложений |
КДБ 1 205 21 560 | КДБ 1 401 10 120 | 450 000, 00 | На основании отчета доверительного управляющего в учете уполномоченного органа местного самоуправления начислен доход бюджета |
КДБ 1 210 02 120 | КДБ 1 205 21 660 | 450 000, 00 | На основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета отражено зачисление в бюджет средств, перечисленных доверительным управляющим |
КРБ 1 401 20 226 | КРБ 1 302 26 730 | 50 000, 00 | Начислено вознаграждение доверительного управляющего |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 304 05 226 | 50 000, 00 | Доверительному управляющему перечислено вознаграждение |
По окончании срока действия договора доверительного управления объект недвижимости принят к учету на основании Акта приема-передачи (ф. 0504101): | |||
КРБ 1 108 51 410 | КРБ 1 204 51 650 | 1 000 000, 00 | - балансовая стоимость; |
КРБ 1 204 51 550 | КРБ 1 104 51 410 | 70 420, 00 | - сумма амортизации, начисленной до передачи объекта в доверительное управление; |
Уменьшение Уменьшение | 929 580, 00 | - списание объекта с забалансового учета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.