Единица бухгалтерского учета материальных запасов госучреждения
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Согласно п. 101 Инструкции N 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается госучреждением самостоятельно.
В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны, в частности, номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (см., например: письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике госучреждения (см. образец).
При принятии решения о выборе единиц учета материальных запасов целесообразно руководствоваться следующими правилами.
1. Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п. Такой вариант учета уместен при реализации покупных товаров.
При осуществлении учета яиц куриных пищевых могут быть выделены в качестве отдельных единиц учета (присвоены отдельные номенклатурные номера):
- яйцо куриное "Сельское" отборной категории;
- яйцо куриное "Сельское" первой категории;
- яйцо куриное "Деревенское" отборной категории;
- яйцо куриное "Станичное" второй категории и т.д.
2. Партия в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, в разрезе поступивших, выпущенных или изготовленных партий материальных запасов.
Керамическая плитка (обои, краска) одной торговой марки (производителя, артикула), но разных партий, может отличаться по размеру (оттенку, рисунку). Поэтому выдача со склада отдельно учтенных материалов одной партии при осуществлении ремонтных или отделочных работ обеспечит более качественное выполнение этих работ.
Учет материальных запасов по партиям будет уместен и в том случае, если необходимо обеспечить аналитический учет в разрезе дат приобретения (изготовления, закладки).
При осуществлении операций с химическими реактивами, лекарственными формами очень важен срок годности (использования) конкретных активов. Поэтому такие материальные запасы обоснованно могут учитываться по партиям.
При осуществлении хранения резервов ГСМ, продовольствия данные бухгалтерского учета в разрезе партий материальных запасов позволят производить своевременное освежение хранимого имущества.
3. Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета. Как правило, подобных способ учета выбирается в отношении потребляемых материальных запасов.
Учреждением приобретается бумага для офисной техники формата А4 в пачках по 100 листов разных производителей (марки "А", "Б", "C" и т.д.). Учет бумаги может быть организован по единой однородной группе (наименованию) "Бумага офисная А4" с единицей измерения - "пачка".
Помимо единиц бухгалтерского учета материальных запасов, учреждением самостоятельно выбирается и единица измерения для определенного вида (группы) материальных запасов.
1. Песок, приобретаемый госучреждением для осуществления ремонтных работ, в соответствии со своими физическими свойствами может учитываться в тоннах, а кирпич - поштучно.
2. Уже упоминавшийся выше песок может учитываться поставщиком при отгрузке, например в метрах кубических. Если применение таких единиц бухгалтерского учета не будет затруднять отражение в учете операций, связанных с использованием песка, то на основании документов поставщика он может приниматься к учету, а затем и списываться с учета в метрах кубических.
3. В отгрузочных документах поставщика может указываться вес переданного учреждению топлива в килограммах. В то же время списание топлива в соответствии с утвержденными нормами может осуществляться в литрах. В подобной ситуации желательно исходить из порядка использования материальных запасов и учитывать топливо в литрах.
При осуществлении операций с материальными запасами (отпуск со склада, списание) может возникать необходимость округления количественных показателей до определенного количества значащих цифр. Подобная потребность может быть обусловлена:
- выбранными в учреждении для определенного вида (группы) материальных запасов единицами учета, измерения;
- техническими возможностями контрольно-измерительного оборудования.
Обоснованные должным образом правила округления количественных показателей материальных запасов могут быть утверждены госучреждением в рамках формирования учетной политики.
1. Яйцо куриное, как правило, учитывается в штуках. При этом очевидно, что в случае расчета в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц и получения дробного количества яиц, подлежащих выдаче (списанию), появляется объективная необходимость округления количества яиц до целых значений единиц учета (штук).
2. Имеющиеся в учреждении средства весового хозяйства (весы, гири), мерная тара позволяют взвесить минимальное количество продуктов - 10 граммов (1 деление), а исходя из норм раскладки продуктов питания и данных о численности довольствующихся лиц необходимо отпустить со склада (списать) 4 526 граммов крупы. В этом случае может быть принято решение об округлении количества отпускаемой (списываемой) крупы до 4 530 граммов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.