Группа видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу..."
Согласно Указаниям N 65н по группе видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" отражаются расходы по выплате (предоставлению) работникам (сотрудникам):
- заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия);
- иных выплат, предусмотренных трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), действующим законодательством (муниципальными правовыми актами);
- командировочных выплат (суточные, оплата проезда и найма жилых помещений).
При этом отдельно группируются расходы на осуществление:
- включенных в фонд оплаты труда выплат (коды 111, 121, 141);
- выплат, не включенных в фонд оплаты труда (иных выплат) (коды 112, 122, 134, 142).
Уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию, начисляемых на выплаты персоналу (сотрудникам), отражается по отдельным кодам видов расходов (119, 129, 139 и 149). По этим же элементам видов расходов учитывается выплата пособий за счет ФСС РФ.
За счет группы видов расходов 100 должны производиться выплаты физическим лицам, которые не являются работниками (государственными или муниципальными служащими), но привлекаются согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера (см. также письма Минфина России от 26.11.2014 N 02-05-11/60088, от 03.06.2014 N 02-05-11/26567, от 25.02.2014 N 02-05-11/7980). В зависимости от типа организации государственного сектора подобные выплаты подлежат отражению по коду 113 или коду 123. При этом Приложением 5 к Указаниям N 65н предусмотрена увязка:
- вида расходов 113 только с одним кодом КОСГУ - статьей 290 "Прочие расходы" (см., например, письмо Минфина России от 15.07.2016 N 02-05-10/41798);
- вида расходов 123 - с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги"*(1) и статьей 290 "Прочие расходы".
Выплаты, отражаемые по коду вида расходов 113 (учреждения) | Выплаты, отражаемые по коду вида расходов 123 (государственные, муниципальные органы) |
1. Физическим лицам, привлекаемым для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях | 1. Присяжным заседателям |
2. Учащимся образовательных учреждений по компенсации стоимости проезда к месту прохождения ими учебной и (или) производственной практики, компенсации стоимости проживания в месте проведения указанной практики | 2. Свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве (в т.ч. адвокатам, переводчикам) |
3. Гражданам в связи с их призывом на военные сборы | |
4. Выплаты возмещений и компенсаций: - депутатам представительных органов субъектов РФ и (или) муниципальных образований, для которых депутатская деятельность не является основной (в связи с депутатской деятельностью); - членам общественных палат (в связи с осуществлением полномочий члена палаты) | |
5. Выплаты иным физическим лицам, привлекаемым к выполнению отдельных полномочий (мероприятий) в соответствии с государственными (муниципальными) нормативными правовыми актами (за исключением расходов на оплату услуг привлекаемых специалистов, отражаемых по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд") |
Перечни расходов, которые могут осуществляться за счет кодов видов расходов 113 и 123, являются открытыми - не исключают отнесения на эти коды видов расходов иных не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Далеко не всегда расходы, связанные с исполнением отдельных полномочий привлекаемыми в этих целях лицами, могут быть отнесены на 113 или 123 КВР. Так, например, за услуги, оказанные "назначенным" адвокатом, может быть выставлен счет юридическим лицом. Соответственно, расходы должны быть отражены по КВР 244 (см. письмо Минфина России от 16.05.2016 N 02-05-10/27774). Кроме того, согласно Указаниям N 65н услуги физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов), независимо от наличия договора, но исходя из целевого назначения услуг, также подлежат оплате по КВР 244. Типичный пример таких расходов - расходы, понесенные в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 1240.
Социальные гарантии и компенсации персоналу государственных органов, учреждений, обусловленные статусом этих сотрудников (работников, служащих, военнослужащих), могут предоставляться как в денежной, так и в натуральной форме.
При предоставлении гарантий и компенсаций в денежной форме применяются, в частности, коды видов расходов 112, 122, 134, 142. Компенсация (гарантия) может предполагать выдачу организацией госсектора аванса (подотчетной суммы) с последующим предоставлением сотрудником авансового отчета. Подобные компенсации (гарантии), в т.ч. командировочные расходы, выплачиваются за счет перечисленных выше кодов видов расходов группы 100 при:
- выдаче аванса;
- компенсации соответствующих расходов сотрудника, произведенных им ранее за счет собственных средств.
С целью предоставления компенсации (гарантии) организация госсектора может заключать контракт (договор) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В этом случае соответствующая компенсация (гарантия) предоставляется в натуральной форме, поэтому должен применяться соответствующий код группы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (письмо Минфина России от 16.05.2016 N 02-05-11/27777).
I. Проезд должностного лица в служебных целях на всех видах общественного транспорта в соответствии с положениями определенных нормативных правовых актов должен осуществляться за счет средств бюджета. В целях реализации данной гарантии орган власти заключает контракт на приобретение проездных документов. Расходы по данному контракту должны быть отнесены на код вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" и код КОСГУ 222 "Транспортные услуги".
II. Работник учреждения был направлен в служебную командировку, однако ему не был предоставлен аванс на командировочные расходы. По возвращении из командировки им был предоставлен авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих осуществление расходов по оплате проезда и найма жилого помещения. Расходы по авансовому отчету должны быть оплачены за счет кода вида расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" и подстатьи КОСГУ 212 "Прочие выплаты".
Нарушение сформулированного выше принципа - повод для претензий со стороны органов финконтроля (см., например, решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13.01.2016 по делу N 12-22/2016, от 11.02.2016 по делу N 12-57/2016).
Если расходы по соцгарантиям в пользу сотрудников осуществляются как закупка по КВР 244, в учете необходимо отразить движение соответствующих активов (при их наличии). Например, если сотрудник покупал билеты за счет выданных ему под отчет денежных средств, в учетных регистрах надо учесть поступление и выбытие денежных документов.
________________
*(1) Возможность применения применения КВР 123 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ предусмотрена Указаниями N 65н в части возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной.
Тема
Порядок применения кодов видов расходов
См. также
Статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности