Подстатья 222 "Транспортные услуги" КОСГУ
Смотрите в этом материале:
Общие правила применения подстатьи 222 КОСГУ
Когда "транспортные" расходы не могут быть отнесены на подстатью 222 КОСГУ?
Какими документами подтвердить перевозку грузов, пассажиров и багажа?
Как на выбор кода КОСГУ влияет цель договора перевозки?
Как применять КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг"?
Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н за счет подстатьи 222 "Транспортные услуги" КОСГУ подлежат оплате обязательства организации госсектора, которые возникли в результате заключения договоров:
- перевозки грузов, пассажиров и багажа (глава 40 ГК РФ);
- фрахтования (глава 40 ГК РФ);
- транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ);
- на оказание некоторых комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг (примерный состав этих комплексных услуг описан в Указаниях N 65н).
К комплексным услугам, расходы на оплату которых должны отражаться по коду КОСГУ 222, относятся:
1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;
2) услуги по комплексному обслуживанию флота.
Перечень расходов, которые в соответствии с Указаниями N 65н могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, является открытым. Иными словами, не упоминаемые в этом перечне, но аналогичные по экономическому содержанию расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222 в качестве "других расходов на оплату транспортных услуг". Однако пользоваться данным механизмом надо крайне осторожно:
1) Указаниями N 65 прямо не должна быть предусмотрена возможность отнесения соответствующих расходов на какой-либо иной код КОСГУ;
2) желательно, чтобы возможность отнесения расходов к "другим расходам на оплату транспортных услуг" была подтверждена Актом профильной комиссии госучреждения.
Конечно, соблюдение приведенных выше рекомендаций не дает "иммунитета" от претензий контролирующих органов - субъективные мнения различных специалистов по вопросу об "аналогичности" тех или иных операций в целях применения положений Раздела V Указаний N 65н могут кардинально различаться. Однако при выполнении двух указанных выше условий должностные лица госучреждения смогут аргументировано отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде.
На подстатью КОСГУ 222 относятся расходы госучреждений по оплате транспортных услуг (в том числе по перевозке грузов и пассажиров), которые оказывают:
- юридические лица;
- физические лица.
Если гражданско-правовой договор на оказание транспортных услуг заключается с физическим лицом, то на подстатью КОСГУ 222 относятся:
- НДФЛ, удержанный из вознаграждения, причитающегося физическому лицу по этому договору;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на сумму вознаграждения.
Когда "транспортные" расходы не могут быть отнесены на подстатью 222 КОСГУ?
Далеко не все расходы, связанные с транспортными средствами, в целях применения КОСГУ могут рассматриваться в качестве расходов по оплате транспортных услуг. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться экономическим содержанием конкретной операции.
Госучреждение привлекло для решения специальных задач нескольких сторонних специалистов (экспертов). Необходимо обеспечить их транспортное обслуживание.
Существует несколько вариантов решения данной проблемы. Выбор конкретного варианта зависит от финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учреждения.
1. В распоряжении учреждения имеется транспортное средство, но нет свободных водителей.
В этом случае может быть принято решение о заключении соответствующего гражданско-правового договора с физическим лицом. При этом расходы на оплату услуг водителя относятся на подстатью КОСГУ 222.
2. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Маршруты и время использования транспортного средства будут определяться экспертами непосредственно в ходе выполнения возложенного на них задания.
Может быть заключен договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (подпараграф 1 § 3 главы 34 ГК РФ) или без предоставления этих услуг (подпараграф 2 § 3 главы 34 ГК РФ). Расходы по этому договору подлежат отнесению на подстатью подстатьи 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.
3. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Заранее известны все параметры поездок, в том числе маршруты движения, время использования транспортного средства.
Может быть заключен договор фрахтования (автотранспортного обслуживания) согласно положениям ст. 787 ГК РФ. Расходы по такому договору в полном объеме подлежат отнесению на подстатью КОСГУ 222.
4. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством, однако соответствующий автомобиль есть у сотрудника учреждения.
Сотруднику может в установленном порядке выплачиваться компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях. Расходы по выплате этой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Какими документами подтвердить перевозку грузов, пассажиров и багажа
Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ прежде всего относится провозная плата по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому для корректного отнесения расходов на данную подстатью КОСГУ принципиально важное значение имеет квалификация договора (контракта), который заключает организация госсектора, в качестве договора перевозки в соответствии с положениями главы 40 "Перевозка" ГК РФ. Подтвердить заключение договора перевозки можно на основании следующих документов *(1):
Вид транспорта |
Документы |
Основание |
Договор перевозки груза | ||
Автомобильный |
п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" |
|
Железнодорожный |
1. Транспортная железнодорожная накладная 2. Квитанция о приеме груза, выданная на основании транспортной железнодорожной накладной |
п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
Воздушный |
Грузовая накладная |
п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ |
Внутренний водный |
1. Транспортная накладная 2. Дорожная ведомость и квитанция о приеме груза, оформленные на основании транспортной накладной |
п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ |
Договор перевозки пассажира | ||
Автомобильный |
1. Билет |
п. 2 ст. 786 ГК РФ, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" |
Железнодорожный |
1. Билет 3. Грузобагажная квитанция |
п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
Воздушный |
1. Билет |
п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ |
Внутренний водный |
1. Билет |
п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ |
В дополнение к перечисленным выше документам факт осуществления перевозки и, соответственно, обоснованность применения кода КОСГУ 222 должны подтверждаться данными иных документов, оформляемых в связи с конкретной перевозкой (отгрузочными документами - при оплате перевозки грузов; авансовым отчетом - при оплате проезда сотрудника к месту командирования и обратно и т.д.).
Напомним, что для удостоверения договора перевозки все чаще используются электронные билеты, в которых информация о перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме. В таких случаях госучреждением обязательно должны быть получены (истребованы) выписки из соответствующих автоматизированных систем, которые рассматриваются в качестве бланков строгой отчетности (маршрут/квитанции, купоны и т.д.).
Достаточно часто организации госсектора приобретают билеты для последующей выдачи своим сотрудникам. Если эти билеты оформляются на "обычных" бланках строгой отчетности, изготовленных типографским способом, при их поступлении в госучреждение они должны быть переданы в кассу и учтены в составе денежных документов на счете 201 35 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н). А вот стоимость электронных билетов может учитываться согласно положениям учетной политики организации или на счете 201 35 "Денежные документы", или в составе выданных авансов.
Компенсация командировочных расходов сотрудника на проезд отражается по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. В то же время оплата (закупка) на основании договора услуг, связанных с командировкой, в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования учитывается по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Как на выбор кода КОСГУ влияет цель договора перевозки?
Организации госсектора оплачивают перевозки в целях:
I) непосредственного исполнения функций, возложенных на эти организации;
II) предоставления сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц.
При этом в зависимости от ситуации могут использоваться следующие способы оплаты:
1) безналичная оплата перевозок контрагентам (юридическим и физическим лицам);
2) оплата перевозок через подотчетных лиц - сотрудников организации;
3) возмещение в установленных случаях расходов на оплату перевозки физическим лицам (в том числе сотрудникам), которые ранее оплатили перевозку за счет личных денежных средств.
I. К перевозкам, направленным на исполнение функций, возложенных на организации госсектора, относятся:
- проезд сотрудников к месту командирования и обратно;
- обеспечение в установленных случаях проезда на общественном транспорте (обеспечение проездными документами);
- обеспечение проезда свидетелям, вызываемым следственными или судебными органами;
- проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно работников, совмещающих работу с обучением.
Расходы на оплату перевозок данной группы могут отражаться по подстатье КОСГУ 222 любым из перечисленных выше способов - организация может приобрести для физического лица проездные документы, в том числе и через уполномоченных подотчетных лиц.
II. К перевозкам, направленным на предоставление сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц, относятся:
- проезд к месту проведения отпуска и обратно военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей;
- проезд и услуги по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Оплата перевозок данной группы по общему правилу может осуществляться по подстатье КОСГУ 222 только в том случае, если проездные билеты для конкретного лица оплачиваются непосредственно организацией (безналично или через уполномоченных подотчетных лиц). Исключение - возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.
Дополнительные гарантии и компенсации, обусловленные статусом сотрудников, могут оплачиваться путем:
1) выдачи аванса лицу, осуществляющему поездку (перевозку);
2) последующей компенсации расходов лица, осуществляющего поездку (перевозку), на основании представленных им документов.
В таких ситуациях речь идет не о приобретении госучреждением транспортных услуг, а о выплате соответствующих компенсаций, следовательно, оплата должна осуществляться за счет подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Так, на подстатью КОСГУ 212 относятся расходы по оплате КОМПЕНСАЦИИ:
- стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях;
- расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;
- стоимости проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;
- стоимости проезда на все виды общественного транспорта.
Как применять КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг
Организации госсектора достаточно часто заключают договоры (контракты) на оказание комплексных услуг, одним из элементов которых является оказание транспортных услуг ("услуги по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ", "авиауслуги санитарной авиации" и т.п.). В подобных ситуациях обоснованность отнесения расходов на тот или иной код КОСГУ достаточно часто становится предметом разногласий с органами финансового контроля. Рассмотрим подробнее, как эта проблема может быть решена на практике.
Шаг N 1
Уточняем, будут ли оформлены в рамках исполнения договора (контракта) документы, подтверждающие заключение договора перевозки (прежде всего транспортные накладные).
Наличие подобных документов позволит легко отстоять обоснованность применения кода КОСГУ 222, опираясь на нормы гражданского законодательства (смотрите, в частности, п. 2 ст. 785 и п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Шаг N 2
Если решить проблему не удалось, следует внимательно изучить положения договора (контракта). Расходы в рамках смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего в том числе и все существенные условия договора перевозки, могут быть отнесены на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ, пусть даже по его итогам составляется Акт оказания услуг в произвольной форме (иной аналогичный документ). Дело в том, что Указания N 65н недвусмысленно указывают на необходимость руководствоваться при применении КОСГУ экономическим содержанием конкретной хозяйственной операции, устанавливая тем самым приоритет содержания факта хозяйственной жизни над формой его оформления.
В данном случае можно вести речь о возмездном оказании неких "транспортных услуг". Вопрос об "аналогичности" конкретных услуг тем услугам, возможность отнесения которых на подстатью КОСГУ 222 прямо предусмотрена Указаниями N 65н, может быть решен на основании профессионального суждения сотрудников учреждения. Аргументированно отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде поможет Акт, подписанный членами профильной комиссии и утвержденный руководителем организации. В этом Акте, в частности, может быть указано, что "На основании [наименование первичного документа] от __. _____ 20__ года организации в связи с [указать причины] были оказаны транспортные услуги по [указать наименование услуг согласно договору]. Транспортные услуги оказаны в полном объеме и с должным качеством. Расходы на оплату транспортных услуг в сумме ____ руб. __ коп. отнести на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ".
Шаг N 3
Если из содержания договора (контракта) не представляется возможным выделить основную направленность оплачиваемой комплексной услуги, согласно которой расходы могут быть однозначно отнесены на подстатью КОСГУ 222 или иную подстатью статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ, расходы должны быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" в качестве "других аналогичных расходов, не отнесенных на подстатьи 221 - 225" (см. также письмо Минфина России от 30.06.2015 N 02-05-11/37718).
По итогам оказания комплексной услуги может быть составлен единый акт. До 2016 года при санкционировании оплаты денежных обязательств должностные лица уполномоченных органов иногда требовали оплатить по нескольким кодам КОСГУ стоимость отдельных элементов комплексной услуги, которая учитывалась при составлении такого единого акта. Подобные требования являлись необоснованными (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).
О применении нескольких кодов КОСГУ речь может идти, например, в том случае, когда по итогам оказания комплексной услуги оформляется несколько актов, подтверждающих оказание в рамках одного договора (контракта) нескольких различных по своему экономическому содержанию услуг.
Порядок применения КОСГУ при оплате некоторых видов комплексных услуг прямо установлен Указаниями N 65н. В частности, с применением подстатьи КОСГУ 222 должны отражаться следующие комплексные услуги:
1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;
2) оплата услуг по комплексному обслуживанию флота.
Примерный состав подобных комплексных услуг описан в Указаниях N 65н. При этом оплата каких-либо расходов в составе комплексной услуги вовсе не означает, что подобные расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, если они оплачиваются отдельно. Так, стоимость автотранспортного обслуживания относится на подстатью КОСГУ 222, включая расходы исполнителя на оплату полисов ОСАГО, а вот при отражении расходов на оплату полисов ОСАГО по автомобилям, учитываемым на балансе учреждения, должен применяться код КОСГУ 226.
Пример
Специализированная организация эвакуировала автомобиль, принадлежащий государственному учреждению на праве оперативного управления. В документах, предоставленных специализированной организацией, указано наименование услуги "услуга по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ".
В данном случае отнесение расходов на конкретный код КОСГУ необходимо осуществлять с учетом поступивших в распоряжение учреждения документов.
Вариант N 1
В комплекте документов, предоставленных специализированной организацией, присутствует Транспортная накладная. Кроме того, оформлен единый Акт оказания услуг, в котором стоимость ремонтных работ отдельно не выделена.
В такой ситуации учреждение отнесло расходы на подстатью КОСГУ 222 в полном объеме.
Вариант N 2
Учреждению переданы два Акта выполнения работ (оказания услуг). Транспортная накладная не оформлялась. На основании одного акта подтверждается оказание услуг по эвакуации автомобиля, а на основании другого - выполнение экстренных ремонтных работ. В обоих актах указана стоимость соответствующих услуг (работ).
При таких обстоятельствах в учреждении принято решение об отнесении стоимости эвакуации на подстатью КОСГУ 222, а стоимости ремонтных работ - на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. При этом составлен Акт профильной комиссии, "фиксирующий" принадлежность оплаченных услуг по эвакуации к транспортным услугам.
______________________________
*(1) Помимо приведенных в таблице документов, на основании которых подтверждается заключение договора перевозки, могут применяться и иные документы, если это предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на февраль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов
И. Сапетина, редактор-эксперт
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения