Применение КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг
Организации госсектора достаточно часто заключают договоры (контракты) на оказание комплексных услуг, одним из элементов которых является оказание транспортных услуг ("услуги по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ", "авиауслуги санитарной авиации" и т.п.). В подобных ситуациях обоснованность отнесения расходов на тот или иной код КОСГУ достаточно часто становится предметом разногласий с органами финансового контроля. Рассмотрим подробнее, как эта проблема может быть решена на практике.
Шаг N 1
Уточняем, будут ли оформлены в рамках исполнения договора (контракта) документы, подтверждающие заключение договора перевозки (прежде всего транспортные накладные).
Наличие подобных документов позволит легко отстоять обоснованность применения кода КОСГУ 222, опираясь на нормы гражданского законодательства (смотрите, в частности, п. 2 ст. 785 и п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Шаг N 2
Если решить проблему не удалось, следует внимательно изучить положения договора (контракта). Расходы в рамках смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего в том числе и все существенные условия договора перевозки, могут быть отнесены на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ, пусть даже по его итогам составляется Акт оказания услуг в произвольной форме (иной аналогичный документ). Дело в том, что Указания N 65н недвусмысленно указывают на необходимость руководствоваться при применении КОСГУ экономическим содержанием конкретной хозяйственной операции, устанавливая тем самым приоритет содержания факта хозяйственной жизни над формой его оформления.
В данном случае можно вести речь о возмездном оказании неких "транспортных услуг". Вопрос об "аналогичности" конкретных услуг тем услугам, возможность отнесения которых на подстатью КОСГУ 222 прямо предусмотрена Указаниями N 65н, может быть решен на основании профессионального суждения сотрудников учреждения. Аргументированно отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде поможет Акт, подписанный членами профильной комиссии и утвержденный руководителем организации. В этом Акте, в частности, может быть указано, что "На основании [наименование первичного документа] от __. _____ 20__ года организации в связи с [указать причины] были оказаны транспортные услуги по [указать наименование услуг согласно договору]. Транспортные услуги оказаны в полном объеме и с должным качеством. Расходы на оплату транспортных услуг в сумме ____ руб. __ коп. отнести на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ".
Шаг N 3
Если из содержания договора (контракта) не представляется возможным выделить основную направленность оплачиваемой комплексной услуги, согласно которой расходы могут быть однозначно отнесены на подстатью КОСГУ 222 или иную подстатью статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ, расходы должны быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" в качестве "других аналогичных расходов, не отнесенных на подстатьи 221 - 225" (см. также письмо Минфина России от 30.06.2015 N 02-05-11/37718).
По итогам оказания комплексной услуги может быть составлен единый акт. До 2016 года при санкционировании оплаты денежных обязательств должностные лица уполномоченных органов иногда требовали оплатить по нескольким кодам КОСГУ стоимость отдельных элементов комплексной услуги, которая учитывалась при составлении такого единого акта. Подобные требования являлись необоснованными (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).
О применении нескольких кодов КОСГУ речь может идти, например, в том случае, когда по итогам оказания комплексной услуги оформляется несколько актов, подтверждающих оказание в рамках одного договора (контракта) нескольких различных по своему экономическому содержанию услуг.
Порядок применения КОСГУ при оплате некоторых видов комплексных услуг прямо установлен Указаниями N 65н. В частности, с применением подстатьи КОСГУ 222 должны отражаться следующие комплексные услуги:
1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;
2) оплата услуг по комплексному обслуживанию флота.
Примерный состав подобных комплексных услуг описан в Указаниях N 65н. При этом оплата каких-либо расходов в составе комплексной услуги вовсе не означает, что подобные расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, если они оплачиваются отдельно. Так, стоимость автотранспортного обслуживания относится на подстатью КОСГУ 222, включая расходы исполнителя на оплату полисов ОСАГО, а вот при отражении расходов на оплату полисов ОСАГО по автомобилям, учитываемым на балансе учреждения, должен применяться код КОСГУ 226.
Специализированная организация эвакуировала автомобиль, принадлежащий государственному учреждению на праве оперативного управления. В документах, предоставленных специализированной организацией, указано наименование услуги "услуга по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ".
В данном случае отнесение расходов на конкретный код КОСГУ необходимо осуществлять с учетом поступивших в распоряжение учреждения документов.
Вариант N 1
В комплекте документов, предоставленных специализированной организацией, присутствует Транспортная накладная. Кроме того, оформлен единый Акт оказания услуг, в котором стоимость ремонтных работ отдельно не выделена.
В такой ситуации учреждение отнесло расходы на подстатью КОСГУ 222 в полном объеме.
Вариант N 2
Учреждению переданы два Акта выполнения работ (оказания услуг). Транспортная накладная не оформлялась. На основании одного акта подтверждается оказание услуг по эвакуации автомобиля, а на основании другого - выполнение экстренных ремонтных работ. В обоих актах указана стоимость соответствующих услуг (работ).
При таких обстоятельствах в учреждении принято решение об отнесении стоимости эвакуации на подстатью КОСГУ 222, а стоимости ремонтных работ - на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. При этом составлен Акт профильной комиссии, "фиксирующий" принадлежность оплаченных услуг по эвакуации к транспортным услугам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности