Получение и расходование средств грантов бюджетными и автономными учреждениями
Бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами.
Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные (автономные) учреждения могут получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ такие субсидии предоставляются в установленном порядке уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых ими конкурсов. При этом гранты в форме субсидий могут предоставляться органами исполнительной власти (местного самоуправления) в том числе и тем бюджетным (автономным) учреждениям, в отношении которых эти органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Расходы бюджетов на предоставление грантов отражаются с применением следующих видов расходов:
Грантодатель (организатор конкурса) | Тип учреждения | Вид расходов |
Осуществляет функции и полномочия учредителя | Бюджетное | 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" |
Автономное | 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели" | |
Не осуществляет функции и полномочия учредителя | Бюджетное | 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" |
Автономное | 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" |
По мнению специалистов финансового ведомства, участие бюджетных (автономных) учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий из бюджетов возможно только при условии предоставления ими согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений (далее - учредитель) на участие в конкурсе (смотрите п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843, письмо Минфина России от 16.10.2013 N 02-13-09/43182).
Более того, согласовать в той или иной форме участие в конкурсе на получение гранта бюджетному (автономному) учреждению желательно и в том случае, когда планируется получение гранта из внебюджетных источников. Дело в том, что при получении собственных доходов в виде гранта необходимо будет вносить соответствующие изменения в План ФХД как в части доходов, так и в части расходов. При этом изменения должны быть увязаны со сметами, графиками и иными документами, определяющими порядок получения и расходования средств гранта.
Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость предоставления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем, а План ФХД автономного учреждения (с учетом его изменений) утверждается на основании заключения наблюдательного совета (п. п. 2, 21 и 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).
По общему правилу средства грантов учитываются на "основном" лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения как собственные доходы. Если грантополучателем является автономное учреждение, средства гранта могут быть зачислены на его счет, открытый в кредитной организации.
В то же время условиями предоставления гранта в форме бюджетной субсидии может быть установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта учредителем. В этом случае орган власти (местного самоуправления), организовавший конкурс, передает соответствующие бюджетные ассигнования учредителю бюджетного (автономного) учреждения, победившего в конкурсе. Учредитель же предоставляет учреждению-победителю грант в форме целевой субсидии, перечисляя средства на отдельный лицевой счет (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843).
Грантодатель не получает от учреждения денежные средства или иное имущество. Соответственно, действия бюджетного (автономного) учреждения по получению гранта из внебюджетных источников не могут квалифицироваться в качестве заключения крупной сделки в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Таким образом, согласовывать получение гранта в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок, не нужно (см. также постановление Девятого ААС от 05.09.2011 N 09АП-20336/11).
Трудовые договоры, которые бюджетное (автономное) учреждение должно будет заключить для исполнения условий договора (соглашения) о предоставлении гранта, и будущие дополнительные расходы учреждения, связанные с выплатой заработной платы соответствующим работникам, также не могут рассматриваться как подлежащие одобрению по правилам, предусмотренным для крупных сделок. Дело в том, что регулирование трудовых отношений с помощью прямого или по аналогии закона применения норм гражданского законодательства противоречит ст. 5 ТК РФ, не предусмотрено ст. 2 ГК РФ и основано на неправильном толковании и применении норм этих двух самостоятельных отраслей законодательства (определение ВС РФ от 14.11.2008 N 5-В08-84).
Закупки за счет средств грантов могут осуществляться бюджетными учреждениями в особом порядке.
Так, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетное учреждение вправе разработать и принять Положение о закупке в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разместить его до начала года в единой информационной системе. Согласно этому Положению могут осуществляться, в частности, закупки за счет средств грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (организациями), если это не противоречит условиям получения грантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности