Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны
Организации госсектора за счет бюджетных средств могут приобретать (создавать) имущество с целью его включения в состав казны. Подобные задачи, как правило, решают уполномоченные органы власти (местного самоуправления) или казенные учреждения. Кроме того, объекты, учтенные организацией госсектора в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, по истечении определенного промежутка времени по различным причинам могут передаваться в казну.
Детальный порядок бюджетного учета подобных операций Инструкцией N 157н не определен. Учитывая положения п. п. 6, 145 Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции N 162н, такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
Формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (п.п. 38, 127, 130 - 133 Инструкции N 157н)*(1).
Имущество казны учитывается в составе нефинансовых активов (п. 141 Инструкции N 157н). Соответственно, данное правило вполне может быть распространено и на объекты, которые:
- сразу же после формирования первоначальной стоимости будут учтены в составе казны;
- первоначально согласно правилам ведения бухгалтерского учета учитываются как основные средства (нематериальные активы, материальные запасы), а затем передаются в казну.
Согласно п. 36 Инструкции N 157н основанием для принятия к учету и выбытия из учета любых объектов недвижимого имущества, в том числе недвижимого имущества в составе казны, по общему правилу являются первичные документы, к которым обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие государственную регистрацию права или сделку.
Следовательно, до государственной регистрации права собственности публично-правового образования фактически переданные в казну объекты недвижимости могут учитываться уполномоченным органом только за балансом на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
И наоборот, если право собственности (оперативного управления) передающей стороны на объект недвижимости прекращено, а право собственности соответствующего публично-правового образования зарегистрировано, то объект обязательно должен быть учтен на счете 1 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну". Если он еще фактически не передан уполномоченному органу, то у прежнего балансодержателя объект может числиться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Согласно положениям п.п. 20, 38, 109, 110 Инструкции N 162н операции по поступлению имущества в казну и, соответственно, по передаче имущества в состав казны могут отражаться с использованием счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты". Данный счет может быть задействован только в том случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств.
Учет у организации, приобретающей (создающей) имущество казны
Операции по передаче вложений, сформированных уполномоченным органом власти (местного самоуправления) или казенным учреждением, в целях последующего включения имущества в состав казны, могут отражаться с использованием следующих корреспонденций:
1) Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 106 00 400*(2)
- передача вложений органу, осуществляющему ведение бюджетного учета имущества казны в рамках одного бюджета;
2) Дебет КРБ 1 401 20 251 Кредит КРБ 1 106 00 400
- передача вложений органу, осуществляющему ведение бюджетного учета имущества казны иного публично-правового образования (передача в собственность иного публично-правового образования).
Перевод объекта имущества из состава вложений (счет 106 00) в состав иных нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов) возможен только в том случае, если имущество предназначено для использования в процессе деятельности организации госсектора (смотрите, в частности, п. п. 38, 56, 98 Инструкции N 157н). Если же объект изначально приобретается (создается) с целью его передачи в состав казны, то уполномоченная организация госсектора может учитывать его на счете 106 00 вплоть до передачи в состав казны независимо от степени пригодности объекта для ввода в эксплуатацию.
В состав казны может передаваться имущество, которое уже было учтено на балансе организации госсектора в качестве основных средств, нематериальных активов или материальных запасов. В этом случае передающая сторона (участник бюджетного процесса) должна использовать следующие корреспонденции.
При передаче в рамках одного бюджета:
1) Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 101 00 410, КРБ 1 102 30 420, КРБ 1 105 30 440
- по балансовой стоимости;
2) Дебет КРБ 1 104 00 410, КРБ 1 104 39 420 Кредит КРБ 1 401 20 241
- в сумме начисленной амортизации (для основных средств и нематериальных активов).
При передаче имущества в казну иного публично-правового образования:
1) Дебет КРБ 1 401 20 251 Кредит КРБ 1 101 00 410, КРБ 1 102 30 420, КРБ 1 105 30 440
- по балансовой стоимости;
2) Дебет КРБ 1 104 00 410, КРБ 1 104 39 420 Кредит КРБ 1 401 20 251
- в сумме начисленной амортизации (для основных средств и нематериальных активов).
При любой передаче нефинансовых активов от бюджетного (автономного) учреждения другой государственной (муниципальной) организации, созданной на базе имущества любого публично-правового образования, балансовая стоимость этих активов списывается в дебет счета 0 401 20 241, а сумма начисленной амортизации в кредит этого же счета. Как правило, бюджетные (автономные) учреждения передают имущество в казну не напрямую, а через орган, осуществляющий в их отношении функции и полномочия учредителя.
Учет у органа, ведущего бюджетный учет имущества казны
Поступление в состав имущества казны объектов, приобретенных (созданных) организациями госсектора, в соответствии с требованиями п.п. 20, 38 Инструкции N 162н отражается следующими бухгалтерскими записями.
При поступлении в рамках одного бюджета:
1) Дебет КРБ 1 108 50 300 Кредит КДБ 1 401 10 180
- по балансовой стоимости;
2) Дебет КДБ 1 401 10 180 Кредит КРБ 1 104 50 400
- в сумме амортизации, начисленной до зачисления в состав казны.
При поступлении в казну от иного публично-правового образования:
1) Дебет КРБ 1 108 50 300 Кредит КДБ 1 401 10 151
- по балансовой стоимости;
2) Дебет КДБ 1 401 10 151 Кредит КРБ 1 104 50 400
- в сумме амортизации, начисленной до зачисления в состав казны.
Как уже было указано выше, у организации госсектора, уполномоченной на приобретение (создание) объекта имущества казны, вплоть до передачи в казну имущество должно числиться на счете 106 00. Если стоимость этого имущества на момент поступления в казну окончательно сформирована, то объект сразу же может быть учтен принимающей стороной на счете 108 00.
В казну могут передаваться новые объекты, стоимость которых окончательно не сформирована - для их приведения в состояние, пригодное для использования, требуются дополнительные расходы. Орган, ведущий бюджетный учет имущества казны, может изначально учесть такие объекты на счете 1 106 00 000 в корреспонденции со счетом 1 401 10 180 или счетом 1 401 10 151, а после осуществления дополнительных вложений отразить имущество на счете 1 108 00 000 и передать соответствующие данные для включения информации об объекте в Реестр имущества публично-правового образования.
В состав казны могут передаваться объекты незавершенного строительства, зарегистрированные в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости. Исходя из содержания п.п. 141 - 146 Инструкции N 157н уполномоченный орган может учитывать такие объекты на счете 0 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну".
Документальное оформление
Операции по поступлению имущества в казну могут оформляться Актами о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Применение унифицированных форм позволит обеспечить единообразие документального оформления схожих по экономическому содержанию фактов хозяйственной жизни: передача имущества в казну, передача с закреплением права оперативного управления и т.д.
При поступлении в казну объектов от организаций, уполномоченных на приобретение (создание) имущества казны, дополнительно могут оформляться Извещения (ф. 0504805).
Порядок оформления Актов приема-передачи объектов имущества, поступающих в казну, может предусматривать, что отдельные реквизиты, установленные унифицированной формой документа, ввиду невозможности их заполнения не отражаются. Речь идет о таких реквизитах, как "Подпись материально ответственного лица", "Инвентарный номер объекта основных средств" и т.п.
______________________________
*(1) Формирование первоначальной стоимости имущества казны осуществлялось аналогичным образом и в прошлые годы (см., например, письмо Минфина России от 06.02.2006 N 02-14-10а/239).
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "00", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Тема
Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00
См. также
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.