Бюджетный учет операций по централизованному снабжению казенных учреждений материальными ценностями
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Операции по централизованному снабжению материальными ценностями отражаются в учете учреждения-заказчика и учреждения-грузополучателя с использованием счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н, п.п. 153 - 161 Инструкции N 162н).
При этом обе стороны используют со счетом 1 304 04 000 один и тот же КРБ*(1). По завершении операций по централизованному снабжению у обеих сторон должно быть сформировано совпадающее по сумме сальдо по соответствующему аналитическому счету счета 1 304 04 000 (у передающей стороны по дебету, а у принимающей - по кредиту).
По закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездному поступлению (передаче) нефинансовых активов отражаются по дебету вышеуказанного счета с корреспонденцией по кредиту счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 300 Инструкции N 157н, п. 109 Инструкции N 162н).
Для консолидации внутренних расчетов по централизованному снабжению между заказчиками и получателями нефинансовых активов формируется Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по соответствующим счетам счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" (1 304 04 310, 1 304 04 320 и 1 304 04 340).
Учет у заказчика
Учреждения-заказчики осуществляют оплату материальных ценностей в рамках централизованного снабжения, однако эти материальные ценности не предназначены для использования в "собственной" деятельности заказчиков - они подлежат передаче учреждениям-грузополучателям.
Соответственно, даже если отгрузка осуществляется в адрес заказчика, оплачиваемые активы не принимаются к учету в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, а учитываются как вложения на счете 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Согласно требованиям п. 156 Инструкции N 162н учреждения-заказчики применяют, в частности, следующие корреспонденции:
Дебет | Кредит | Содержание операции | Документы-основания |
При отгрузке в адрес учреждений-грузополучателей | |||
КРБ 1 304 04 300*(2) | КРБ 1 302 30 730*(3) | Отражена стоимость материальных ценностей, отгруженных поставщиком непосредственно учреждениям-грузополучателям | Накладные, счета и иные документы с отметками грузополучателей, предоставленные поставщиком и (или) Извещение (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих поставку |
При отгрузке в адрес учреждения-заказчика | |||
КРБ 1 106 30 300 | КРБ 1 302 30 730 | Материальные ценности получены от поставщика | Накладные, счета и иные документы, предоставленные поставщиком |
КРБ 1 304 04 300 | КРБ 1 106 30 400 | Отражена передача материальных ценностей учреждениям-грузополучателям | Извещение (ф. 0504805), к которому прилагаются: - документы, подтверждающие передачу вложений грузополучателю (двусторонние акты, распоряжение о закреплении имущества) и (или) - копии документов (накладных счетов), оформленных поставщиком |
Имущество, отгруженное в рамках централизованного снабжения непосредственно учреждениям-грузополучателям, до подтверждения этими учреждениями факта его получения должно учитываться учреждением-заказчиком на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" (п. 341 Инструкции N 157н). Принятие имущества к забалансовому учету осуществляется на основании первичных документов, подтверждающих его отгрузку, а списание - на основании Извещений (ф. 0504805) и других документов, подтверждающих его получение.
Учет у грузополучателя
Учреждение-грузополучатель принимает к балансовому учету материальные ценности, полученные в рамках централизованного снабжения, только в том случае, если в его распоряжении есть Извещение (ф. 0504805) с отметками заказчика.
В соответствии с положениями п. 157 Инструкции N 162н принятие объектов к балансовому учету может осуществляться с использованием следующих корреспонденций:
Дебет | Кредит | Условия применения корреспонденции |
КРБ 1 101 30 310, КРБ 1 102 30 320, КРБ 1 105 30 340 | КРБ 1 304 04 300 | Первоначальная (фактическая) стоимость объектов имущества на момент поступления сформирована. Объекты могут использоваться в деятельности учреждения без дополнительных вложений |
КРБ 1 106 30 300 | КРБ 1 304 04 300 | Первоначальная (фактическая) стоимость объектов имущества на момент поступления не сформирована - для их использования по назначению требуются дополнительные вложения |
КРБ 1 107 31 310 | КРБ 1 304 04 310 | Объекты имущества, указанные в оформленном заказчиком Извещении (ф. 0504805) и прилагаемых к нему отгрузочных документах, не поступили в учреждение |
КРБ 1 107 33 340 | КРБ 1 304 04 340 |
При фактическом поступлении имущества, учтенного на счете 1 107 00 000, оно приходуется с использованием корреспонденций:
Дебет | Кредит | Условия применения корреспонденции |
КРБ 1 101 30 310 | КРБ 1 107 31 310 | Первоначальная (фактическая) стоимость объектов имущества на момент поступления сформирована |
КРБ 1 105 30 340 | КРБ 1 107 33 340 | |
КРБ 1 106 31 310 | КРБ 1 107 31 310 | Первоначальная (фактическая) стоимость объектов имущества на момент поступления не сформирована |
КРБ 1 106 34 340 | КРБ 1 107 33 340 |
До поступления Извещения (ф. 0504805) фактически полученные учреждением материальные ценности учитываются на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
При поступлении Извещения (ф. 0504805) с отметками учреждения-заказчика материальные ценности принимаются к балансовому учету в описанном выше порядке.
Согласно требованиям учетной политики заказчика при поступлении материальных ценностей у учреждения-грузополучателя может возникнуть обязанность по оформлению Извещения (ф. 0504805) в 2-х экземплярах и направлению его в адрес заказчика (абзац второй п. 155 Инструкции N 162н). При таких обстоятельствах постановка фактически полученных материальных ценностей на балансовый учет осуществляется на основании поступившего от заказчика 2-го экземпляра Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками.
До поступления Извещения (ф. 0504805) учреждение может получить документы, согласно которым фактически полученные материальные ценности подлежат ответственному хранению или могут использоваться в учреждении по назначению.
Согласно учетной политике организации такие ценности помимо забалансового счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" могут одновременно учитываться на соответствующих забалансовых счетах (02 "Материальные ценности, принятые на хранение", 01 "Имущество, полученное в пользование").
______________________________
*(1) КРБ - 1-17 разряды кода классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета.
*(2) Здесь и далее применяются коды КОСГУ, соответствующие виду поступающих в рамках централизованного снабжения нефинансовых активов.
*(3) Если в разрядах 22 и (или) 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "00" или "0", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.